«Современные подходы к организации предметно-развивающей среды в ДОУ» |
Педагогика | |||
Автор: Ким Дарья Николаевна Штурнева Татьяна Павловна | |||
06.03.2022 21:04 | |||
«Современные подходы к организации предметно-развивающей среды в ДОУ» Понятие «развивающая среда», как правило, может трактоваться в широком и в узком смысле. В самом широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности. Развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение. «Развивающая предметная среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечение разнообразной деятельности ребенка».
К настоящему времени в отечественной педагогике и психологии накоплен богатый опыт воспитания и обучения дошкольников на основе создания развивающей предметно-развивающей среды в ДОУ, который во многом предопределил подходы к решению данной проблемы. Современная система дошкольного образования в настоящее время находится в состоянии обновления и развития. Рассматривая проблему организации предметно-развивающей среды, обеспечивающей развитие познавательной самостоятельности детей, необходимо опираться на известные принципы, как основные методологические положения, отражающие вскрытую закономерность. Если предметно-развивающая среда организована не правильно, она не вызывает новых впечатлений, не создает условия для развития воображения, фантазии, желания играть. В ней нет элемента неожиданности: все знакомо с первого дня и остается неизменным. Такая среда создает внутреннюю напряженность, создает у ребенка ощущение постоянного присутствия большого количества детей, и не отвечает основным детским потребностям. По мнению Шварцмана, игра — это иллюзия, она построена на реальных смыслах, но эти смыслы она копирует и трансформирует. Игра — это субъективное преломление реальности, творческое воссоздание реальности. В игре выделяется воображаемый и реальный смысл. Она гибко реагирует на потребности общества и личности. Важной задачей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) становится совершенствование педагогического процесса и повышение качества образовательной работы с детьми посредством организации развивающей среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя. ФГОС дошкольного образования — документ, обязательный для всех ДОУ, работающих в рамках любой программы. В нем разработаны требования к образовательным программам, одним из которых является требование к организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, являющейся неотъемлемым компонентом педагогического процесса. Большинство ученых, занимающихся изучением проблемы среды, единодушны во мнении, что качество воспитательно-образовательного процесса, повышение развивающего его эффекта во многом зависит от организации предметно-развивающей среды и жизненного пространства в групповой комнате с целью обеспечения свободной самостоятельной деятельности и творчества детей. Требования к предметно — развиваюшей среде Развивающая предметно-развивающая среда должна обеспечивать возможность:
«Совместная деятельность взрослого и детей» — деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации работы с воспитанниками:
Предметно-развивающая среда должна обеспечивать:
Предметно-развивающая среда должна быть:
Классификация материалов и оборудования по типам для каждого вида деятельности:
Типы игрового материала:
Деление группового пространства на три части: 1. зона для спокойной деятельности небольшой ковер, легкие банкетки или диван — трансформер, один, два легких столика. На собственных границах зоны, на стеллажах:
2. зона для активной деятельности
На собственных границах зоны, на стеллажах и легких столах:
В связи с изменениями в современном обществе, экономическими и социальными реформами, увеличилась ценность образования, возросла потребность его качества. В связи с этим, основная задача педагогических работников в ДОУ теперь состоит в умении моделировать предметно — развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира. Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми. Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями этой модели. Исключительное значение в воспитательном процессе придаётся игре, позволяющей ребёнку проявить полную активность, наиболее полно реализовать себя. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Предметно — развивающая среда групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам. Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. В каждой группе мебель и оборудование устанавливаются так, чтобы каждый ребенок мог удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. Содержание предметно — развивающей среды должно периодически обогащаться с ориентацией на поддержание интереса ребенка к предметно-развивающей среде и на пройденный программный материал, на индивидуальные возможности детей, обеспечение зоны ближайшего развития, неисчерпаемую информативность. Все эти виды использования среды и самого педагога как ее компонента ориентируют всех обозначенных детей на успех, на радость достижения, а значит и на продвижение вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в своих силах, заставляют многократно возвращаться к достигнутому, то есть совершенствоваться. Именно они и являются толчковыми факторами. Педагогически грамотное оформление предметно-развивающей среды — это труд, требующий больших усилий и времени. В настоящее время недостаточное финансирование детских садов приводит к тому, что становится проблематично создавать соответствующую предметно-развивающую среду. Эту проблему помогает решать педагогическая смекалка и опыт.
Список литературы
|