Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Современные подходы к организации предметно-развивающей среды в ДОУ»
Педагогика
Автор: Ким Дарья Николаевна Штурнева Татьяна Павловна   
06.03.2022 21:04

«Современные подходы к организации предметно-развивающей среды в ДОУ»«Современные подходы к организации предметно-развивающей среды в ДОУ»

Понятие «развивающая среда», как правило, может трактоваться в широком и в узком смысле. В самом широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности. Развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

«Развивающая предметная среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечение разнообразной деятельности ребенка».

 

Скачать конспект

К настоящему времени в отечественной педагогике и психологии накоплен богатый опыт воспитания и обучения дошкольников на основе создания развивающей предметно-развивающей среды в ДОУ, который во многом предопределил подходы к решению данной проблемы. Современная система дошкольного образования в настоящее время находится в состоянии обновления и развития.

Рассматривая проблему организации предметно-развивающей среды, обеспечивающей развитие познавательной самостоятельности детей, необходимо опираться на известные принципы, как основные методологические положения, отражающие вскрытую закономерность. Если предметно-развивающая среда организована не правильно, она не вызывает новых впечатлений, не создает условия для развития воображения, фантазии, желания играть.

В ней нет элемента неожиданности: все знакомо с первого дня и остается неизменным. Такая среда создает внутреннюю напряженность, создает у ребенка ощущение постоянного присутствия большого количества детей, и не отвечает основным детским потребностям.

По мнению Шварцмана, игра — это иллюзия, она построена на реальных смыслах, но эти смыслы она копирует и трансформирует.

Игра — это субъективное преломление реальности, творческое воссоздание реальности. В игре выделяется воображаемый и реальный смысл.

Она гибко реагирует на потребности общества и личности. Важной задачей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) становится совершенствование педагогического процесса и повышение качества образовательной работы с детьми посредством организации развивающей среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.

ФГОС дошкольного образования — документ, обязательный для всех ДОУ, работающих в рамках любой программы. В нем разработаны требования к образовательным программам, одним из которых является требование к организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, являющейся неотъемлемым компонентом педагогического процесса.

Большинство ученых, занимающихся изучением проблемы среды, единодушны во мнении, что качество воспитательно-образовательного процесса, повышение развивающего его эффекта во многом зависит от организации предметно-развивающей среды и жизненного пространства в групповой комнате с целью обеспечения свободной самостоятельной деятельности и творчества детей.

Требования к предметно — развиваюшей среде

Развивающая предметно-развивающая среда должна обеспечивать возможность:

  • общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых
  • двигательной активности
  • уединения

«Совместная деятельность взрослого и детей» — деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время.

Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации работы с воспитанниками:

  1. свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
  2. организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

Предметно-развивающая среда должна обеспечивать:

  • реализацию различных ОП
  • необходимые условия в случае организации инклюзивного образования
  • учѐт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность
  • учѐт возрастных особенностей детей

Предметно-развивающая среда должна быть:

  1. содержательно насыщенной
  2. трансформируемой
  3. полифункциональной
  4. вариативной
  5. доступной
  6. безопасной

Классификация материалов и оборудования по типам для каждого вида деятельности:

  • Игровая: для сюжетной игры (предметы оперирования, игрушки-персонажи, маркеры игрового пространства); для игры с правилами (на физическое развитие, на удачу, на умственное развитие).
  • Продуктивная: оборудование для изобразительной деятельности и конструирования и оборудованием общего назначения.
  • Познавательно-исследовательская: объекты для исследования в реальном действии, образно — символический материал
  • Двигательная: оборудование для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для катания, бросания и ловли; для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений.

Типы игрового материала:

  • «Предметы оперирования» — это игрушки, имитирующие реальные предметы
  • «Игрушки – персонажи» — это разного рода куклы, фигурки людей и животных
  • «Маркеры (знаки) игрового пространства» — игрушки, игровой материал указывающий на место действия, обстановку в которой оно происходит
  • Вариативность среды
  • Наличие различных пространств

Деление группового пространства на три части:

1. зона для спокойной деятельности небольшой ковер, легкие банкетки или диван — трансформер, один, два легких столика.

На собственных границах зоны, на стеллажах:

  • для чтения художественной литературы — подборка художественных текстов по возрасту, с хорошими иллюстрациями;
  • для познавательно-исследовательской деятельности — книги познавательного характера, тематические альбомы, словари, атласы, образно-символические и нормативно-знаковые материалы;
  • для игровой деятельности — настольные игры с правилами, наборы для сюжетной режиссерской игры;

2. зона для активной деятельности

  • Ковер (небольшой, легко перемещающийся или убирающийся — по ситуации).

На собственных границах зоны, на стеллажах и легких столах:

  • для сюжетной игры — игрушки разных сюжетообразующих типов, в том числе напольные тематические строительные наборы, переносные игровые макеты;
  • для продуктивной деятельности — крупные напольные конструкторы.

В связи с изменениями в современном обществе, экономическими и социальными реформами, увеличилась ценность образования, возросла потребность его качества.

В связи с этим, основная задача педагогических работников в ДОУ теперь состоит в умении моделировать предметно — развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира.

Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми. Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями этой модели.

Исключительное значение в воспитательном процессе придаётся игре, позволяющей ребёнку проявить полную активность, наиболее полно реализовать себя.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Предметно — развивающая среда групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам.

Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. В каждой группе мебель и оборудование устанавливаются так, чтобы каждый ребенок мог удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу.

Содержание предметно — развивающей среды должно периодически обогащаться с ориентацией на поддержание интереса ребенка к предметно-развивающей среде и на пройденный программный материал, на индивидуальные возможности детей, обеспечение зоны ближайшего развития, неисчерпаемую информативность.

Все эти виды использования среды и самого педагога как ее компонента ориентируют всех обозначенных детей на успех, на радость достижения, а значит и на продвижение вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в своих силах, заставляют многократно возвращаться к достигнутому, то есть совершенствоваться. Именно они и являются толчковыми факторами.

Педагогически грамотное оформление предметно-развивающей среды — это труд, требующий больших усилий и времени. В настоящее время недостаточное финансирование детских садов приводит к тому, что становится проблематично создавать соответствующую предметно-развивающую среду. Эту проблему помогает решать педагогическая смекалка и опыт.

Список литературы

  1. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие.
  2. Синяпкина Е. И. Моделирование игрового пространства в ДОУ с учетом требований ФГОС // Молодой ученый. — 2016. — №14.
  3. Концепция построения развивающей среды в детском саду Петровский, В. А.
  4. Построение развивающей среды в ДОУ / В. А. Петровский [и др. ] Дошкольное образование в России. — М., 1997)
  5. Щербакова Т. Н. К вопросу о структуре образовательной среды учебных учреждений. Молодой ученый. — 2012. — №5.
  6. «Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы». Издательство: Детство-Пресс, 2009
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год