Статья на тему: «К особым детям особый подход» |
Педагогика | |||
Автор: Палладина Елена Валерьевна | |||
06.03.2022 08:38 | |||
Статья на тему: «К особым детям особый подход» Палладина Елена Валерьевна Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 146 «Петушок» г. Чебоксары Аннотация: В статье представлена характеристика понятия «особенный ребенок», средства и формы работы с такими детьми. Данная статья будет полезна педагогам дошкольного образования, дефектологам, так как в ней представлена важная и необходимая информация для реализации ФГОС ДО в дошкольном образовательном учреждении с «особенными» детьми. Ключевые слова: дошкольный возраст, ФГОС ДО, предметно-пространственная среда, педагогические средства взаимодействия, особенные дети, дети с ОВЗ «Особенные дети живут в другом мире. И вывести ребёнка оттуда можно только с его безусловного согласия и одобрения»
В последнее десятилетие обеспечение благополучного защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. В условиях модернизации дошкольного образования, принятия Федерального государственного стандарта, разнообразии программ и типов дошкольных образовательных организаций все острее встает необходимость решения проблемы целостного развития ребенка в вариативном пространстве форм, средств, способов организации его воспитания, обучения, образования. Закон «Об образовании в РФ» определил статус дошкольного образования как самостоятельного уровня общего образования, провозгласив возможность получения образования всеми детьми, независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей, в том числе ограниченных возможностей здоровья (далее ОВЗ). Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: «дети с проблемами», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «исключительные дети». В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. Итак, дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию. Понятие «ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» можно разделить на две категории. Одна группа таких детей — это дети с врожденными нарушениями работы различных органов чувств, с физическими недостатками или умственно отсталые дети. Л.С. Выготский отмечал необходимость включать детей с ограниченными возможностями здоровья в различную социально значимую деятельность, направленную на формирование детского опыта. На практике же таких детей сейчас становится больше, и, начиная с поступления в детский сад педагогам необходимо учитывать особенности «особенных» детей. Важно помочь социализироваться такому ребенку, организовывать совместную деятельность дошкольников, в котором особенный ребенок будет принимать активное участие. Остро стоит вопрос в принятии таких детей обществом, их сверстниками, необходимо аккуратно проводить воспитательную работу с детьми, о том, что все мы одинаково разные, что у каждого из нас есть свои особенности, но по сути своей все мы люди и должны взаимодействовать и дружить друг с другом. Что касается образования таких детей, то так же необходимы индивидуальные программы, маршруты, составленные с узкими специалистами (психолог, логопед, дефектолог). Ребенок с ОВЗ нуждается в особых психологических и коррекционно-развивающих условиях развития и обучения, предусматривающих сопровождение специалистами и тьютором в дошкольном учреждении. Однако в рамках создания этих условий первоочередным становится вопрос о ходе первоначальной адаптации таких детей к ДОО. Ведь не редко такие дети имеют и вторичные эмоциональные нарушения (сниженная выносливость к минимальному эмоциональному дискомфорту, агрессивные состояния, отсутствие глазного контакта, неспособность к длительному поддержанию контакта, отсутствие избирательности в контакте, быстрая переутомляемость ситуацией общения), которые становятся серьезнымпрепятствием для полноценного включения ребенка в группу. Раннее выявление отклонений в развитии и коррекционная работа с ребенком и его родителями дают возможность своевременно сформировать у ребенка навыки социализации и потребность в общении с другими детьми. Таким образом, из группы детей с ОВЗ, которые в результате диагностического обследования имеют диагноз нарушения в развитии и проходят полный курс сопровождения специалистами, можно выделить «детей группы риска», у которых нарушения не имеют явных внешних симптомов и остаются не выявленными, соответственно, не диагностируемые, но требующие помощи специалистов. «Дети группы риска» — эта категория детей, которая находится в критической ситуации под воздействием нежелательных факторов и в силу определённых причин своей жизни более других подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества. Проблемы социализации «детей группы риска» можно классифицировать по их социальному статусу:
Дети с ограниченными возможностями здоровья и «дети группы риска», имеют свои преимущественные особенности и трудности, которые при особых условиях социализации и окружающей среды могут, в зависимости от характера нарушения, полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребёнка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Анализируя научную литературу, можно сделать вывод, что «детям группы риска» и детям с ОВЗ нужны особые условия социализации и окружающей среды. Это в первую очередь взаимосвязь и взаимопомощь 12 специалистов, индивидуально-личностный подход, взаимные установки семьи и детского сада, комфортная предметная среда ДОО [2, с. 151-152]. Для того чтобы ребёнок с ОВЗ почувствовал себя полноценным членом общества, необходимо создать условия для преодоления ограничений, возникших в его жизни, предоставить ему равные со здоровыми людьми возможности участия в жизни общества. Как показывает практика, увеличение числа детей с особыми образовательными потребностями требует от педагогов ДОО готовности строить эффективное взаимодействие с учетом специфики их развития в определенных условиях: анализ причин и выявление факторов риска; повышение уровня компетенции педагогов; развитие психолого-педагогической грамотности родителей [3, с. 571]. Выполнение всех вышеперечисленных условий возможно в инклюзивной образовательной среде. Независимо от социального положения, физических и умственных способностей, инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребёнку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования [4, с.32]. Список используемых источников
|