Сенсорно — развивающие игры в работе с детьми дошкольного возраста с использованием методического комплекта «Дары Фребеля» |
Педагогика | |||
Автор: Бекташева Татьяна Викторовна | |||
27.02.2022 11:26 | |||
Сенсорно — развивающие игры в работе с детьми дошкольного возраста с использованием методического комплекта «Дары Фребеля» Период раннего детства – самый счастливый в жизни ребенка. Это время ребенок «проживает» в радостном общении со взрослыми и сверстниками, в постоянном поиске нового и неизведанного. Основной формой организации деятельности с детьми дошкольного возраста является игра. Главная задача взрослого – дать правильное направление игре и, используя возможности игры, создать оптимальные условия для развития ребенка. Игра, как самая адекватная для ребенка деятельность, позволяет организовать обучение и развитие без назидания и навязывания заданий. Ребенка достаточно заинтересовать и он все сделает сам, как ему подсказывает внутренняя природа. Что необходимо познать ребенку раннего возраста? Необходимо понять, что вокруг него есть мир – живой и неживой, разнообразный, разноцветный, с разными по размеру, цвету, форме, запаху, вкусу, уровню громкости предметами и живыми объектами. Иными словами ребнку раннего возраста нужно разобраться в сенсорных эталонах и сформировать умение пользоваться предметами, окружающими малыша.
Для полноценного развития ребенка в самом раннем возрасте Фребель предложил шесть так называемых «даров». Первым даром, по его мнению, является мяч. Мячи должны быть небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый (т. е. цвета радуги) и белый. К каждому мячу прикрепляется ниточка. Обосновывая, почему первым даром, первой игрушкой должен быть именно шар-мяч, Фребель замечал, что он наиболее удобен ребенку, так как нежной неразвитой ручке еще трудно держать угловатый предмет (например, кубик). Вторым даром являются небольшие деревянные шар, кубик и цилиндр (диаметр шара, основание цилиндра и сторона кубика одинаковые). С их помощью ребенок знакомится с разными формами предметов. Третий дар- куб, разделенный на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина — на четыре части). Посредством этих предметов ребенок, считал Фребель, получает представление о целом и составляющих его частях ( «сложное единство», «единство и многообразие»); он имеет возможность развивать свои творческие способности, строить из кубиков с помощью различных комбинаций. Четвертый дар- кубик тех же размеров, разделенный на восемь плиток (кубик делится пополам, а каждая половина — на четыре удлиненные плитки, длина каждой из которых равна стороне кубика, толщина равна одной четвертой этой стороны). Возможность строительных комбинаций в данном случае значительно расширяется: с прибавлением каждого нового «дара» прежние, с которыми ребенок уже освоился, конечно же, не изымаются. Пятый дар-кубик, разделенный на двадцать семь маленьких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части. Шестой дар- кубик, также разделенный на двадцать семь кубиков, многие из которых тоже разделены на части: на плитки, по диагонали и т. д. Использование фребелевского пособия способствует развитию у детей строительных навыков и одновременно создает у них представление о форме, величине, пространственных отношениях, числах. Кроме приведенных шести даров Фребель предлагал впоследствии давать детям дополнительный строительный материал (арки и т. д., а также рекомендовал проводить с ними занятия лепкой, рисованием, игры-занятия с палочками, плетение и пр. Еще одна ценная черта «даров» — последовательность ознакомления ребенка простейшими геометрическими формами. Замечательна и сама мысль о строительном материале для игр-занятий. Система воспитания по Ф. Фребелю, известна уже более двухсот пятидесяти лет, однако не перестала быть актуальной, и по сей день является инновационной технологией, потому что уникальна. И еще немаловажный факт – система работы по Фребелю отвечает основным принципам Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В основе системы лежит игра как основа деятельности ребенка, стихия, в которой он живет. В свое время был одним из первых, кто понял, что во время игры ребенок наиболее полно реализуется и развивается. Он разработал целый ряд игр и игрушек, которые использовались в его детском саду и давались малышам в подарок. Воспитание ребенка по своей системе Ф. Фрёбель рекомендует начинать со второго периода детства, то есть после года, когда уже можно знакомить ребенка с понятиями количества и разнообразием вещей, а так же руководить проявлениями его воли. Сенсорное воспитание, которое лежит в основе системы, служит основой познания мира, первой ступенью, которая предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, и т. д.) на основе которого формируется полноценное представление о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, развитие функций речи, способствует расширению и обобщению словаря ребенка. Используя «Дары Фребеля» в работе с детьми раннего возраста, учитываю не только особенности возраста, но и возможности каждого ребенка в частности, а так же их желания, интересы. Дары Фребеля – это мобильный методический комплекс, который позволяет корректировать ход игры под желания и возможности ребенка. Не зря говорят, все новое – хорошо забытое старое! И это так важно, имея бесценный игровой материал использовать его на благо детей. Список использованной литературы: Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО». 2019 СООТНОШЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ФГОС И ПЕДАГОГИКИ ФРЕБЕЛЯ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ СИСТЕМЫ ДО Принципы ДО в соответствии с ФГОС ДО Принципы педагогики Фрёбеля Реализация принципов обеспечивает решение задач ФГОС ДО Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение детского развития.
Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм ДО
Признание ребенка как части семьи и общества.
Возрастная адекватность ДО; учет этнокультурной ситуации развития детей. Единство воспитания и образования, социума и природы, следование природе ребенка, его внутренним законам.
КОМПЛЕКТ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ: Это составная часть развивающей предметно – пространственной образовательной среды; Способствует развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка; Создает условия для организации совместной деятельности взрослого и детей, для самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ (СОГЛАСНО ФГОС ДО) С КОМПЛЕКТАМИ КАРТОЧЕК – ИГР
Развивающая образовательнаясреда призвана создавать условия для:
Заключение Таким образом, мы, педагоги ДОУ, уверены, что эти дидактические материалы, или «дары», как поэтически назвал их Фридрих Фребель, способствующие развитию детской любознательности, креативности и умению решать проблемы, будут полезны детям и их родителям, а также интересны воспитателям.
|