МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ |
Педагогика | |||
Автор: Сидоркина Ольга Валерьевна | |||
23.02.2022 10:19 | |||
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Сидоркина Ольга Валерьевна Научный руководитель: Зубарева Елена Сергеевна Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) РГППУ, г. Нижний Тагил, Россия Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования исследовательских умений у старших дошкольников. Обозначена роль метода проектов в данном процессе и определены особенности использования проектной деятельности в формировании исследовательских умений у старших дошкольников. Ключевые слова: старший дошкольник, формирование, исследовательские умения, метод проектов.
Современное образование ориентировано на личностное развитие ребенка, на раскрытие возможностей, способностей, потенциала личности дошкольника, его исследовательских качеств, творчества и креативности. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописаны целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, которые предполагают формирование у ребенка любознательности, умения устанавливать причинно-следственные связи, склонности к наблюдению и экспериментированию, желания узнавать новое и самостоятельно добывать новые знания [5]. Достижение данных целевых ориентиров возможно только при условии формирования у ребенка исследовательских умений, на основе которых будут развиваться исследовательские навыки. Проблемой формирования у дошкольников исследовательских умений и навыков занимались С. Л. Новоселова, А.Н. Леонтьев, Л. М. Маневцова, Я. А. Пономарев, М. И. Лисина, А. И. Иванова, С. Н. Николаева, О. В. Дыбина, Н. А. Рыжова, А. И. Савенкова и др. Так, Н. Н. Поддьяков говорит о том, что исследовательские умения являются одним из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. И. Э. Куликовская говорит о том, что исследовательские умения помогают детям узнавать новое о мире, анализировать, сравнивать, делать обобщения и умозаключения. В настоящее время проблема развития исследовательских умений старшего дошкольника стоит особенно остро, свидетельством чего служат проекты «Уральская инженерная школа», «Профориентация дошкольников» и другие, целью которых является именно формирование исследовательских умений как основы будущего творческого, креативного мышления и подготовки специалистов. Исследовательские умения трактуются учеными как способность к сознательному владению совокупностью операций, с помощью которых осуществляются умственные и практические действия (в частности, творческие исследовательские действия), из которых состоит исследовательская деятельность [2]. А. И. Савенков в составе исследовательских умений выделяет следующие: видение проблемы, формулировка вопросов, выдвижение гипотез, определение понятий, классификация, наблюдение, проведение экспериментов, формулировка выводов и умозаключений, структурирование материала, работа с информацией, доказательство и защита своих идей [4, с. 56]. Все исследовательские умения можно разделить на группы:
Изучая сущность и содержание исследовательских умений старшего дошкольника, можно отметить, что они представляют собой совокупность умственных операций и прикладных действий, то есть являются деятельностью. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности исследовательской деятельности старшего дошкольника, которые необходимо учитывать при организации педагогической деятельности. Учеными выделены общие этапы формирования исследовательских умений, как деятельности:
Формирование исследовательских умений является сложным и многогранным процессом. А. И. Савенковым выделены принципы формирования исследовательских умений: познавательная активность; свобода выбора; самостоятельный поиск информации; сочетание продуктивных и репродуктивных методов обучения; связь теории с практикой; коммуникативная направленность. Основные критерии выбора методов формирования исследовательских умений старшего дошкольника: деятельностный подход, безопасность, доступность, владение педагогом данными методами. Одним из эффективных методов формирования исследовательских умений у дошкольников является метод проектов, так как он предполагает самостоятельные исследования дошкольников, что, по мнению А. И. Савенкова, является наиболее эффективным путем развития исследовательских умений старшего дошкольника. Проект является методом организации освоения детьми информации об окружающей среде через поэтапное планирование практических действий, с целью реализации поставленных задач [1, с. 3]. Классификация проектов возможно на основе разных признаков. Одним из существенных оснований для классификации считается преобладающий в проекте вид деятельности. В практической деятельности дошкольных образовательных организаций используются:
Также проекты классифицируются по:
Метод проектов является косвенным образовательным методом, поэтому в нем ценны не столько знания, которые получены ребенком, сколько процесс получения этих знаний: нахождение решений, реализация решений, выражение собственного мнения о решении и обсуждение его. Метод проектов является продуктивным при формировании исследовательских умений, так как этапы и задачи проектной деятельности соответствуют исследовательским умениям, формирование которых, согласно А. И. Савенкову, необходимо в старшем дошкольном возрасте: видение проблем, формулировка вопросов, выдвижение гипотез, структурирование материала, работа с информацией, доказательство и защита своих идей. Проектная деятельность — это активная исследовательская, преобразующая деятельность детей. В условиях дошкольной образовательной организации рассматривается как целенаправленное изучение явления, действия, структуры объекта с целью ознакомления с его сущностью, особенностями протекания. В ходе проектов дети могут создавать модели объектов, систематизировать или совершенствовать знания ребенка о них, делать выводы. Главное достоинство проектной деятельности в том, что она дает детям представления о различных аспектах изучаемых объектов, взаимоотношениях объектов с другими объектами и с окружающей средой. Во время исследования идет развитие памяти ребенка происходит мыслительный процесс так как постоянно необходимость совершать различные операции: анализировать и синтезировать информацию, сравнивать и классифицировать. Среди задач исследовательской деятельности дошкольников можно выделить следующие:
То есть, задачи исследовательской деятельности в детском саду также способствуют формированию исследовательских умений старшего дошкольника, в частности, решая первую задачу, педагог будет формировать умение умения давать определения понятиям, наблюдать, решая вторую задачу, учить ребенка классифицировать, проводить исследования, решая третью задачу, развивать умение делать выводы и умозаключения, и решая четвертую задачу, способствовать формированию умений самостоятельно действовать на этапах исследования. Структура проектной деятельности в старшем дошкольном возрасте включает:
На всех этапах проектной деятельности происходит развитие исследовательских умений: так, на первом этапе, при постановке задачи, дети учатся определять проблему, задавать вопросы, давать определения понятиям. На втором этапе происходит общее интеллектуальное развитие ребенка, способствующее лучшему усвоению информации и способности работать с ней, классифицировать ее. Третий этап специфический и необходим для безопасности ребенка во время проведения проекта. На четвертом этапе формируется умение планировать, наблюдать. На пятом этапе дети определяют необходимые средства для реализации проекта. На шестом этапе формируется умение самостоятельно организовать и провести проект, выполнить все намеченные действия. И на седьмом этапе дети делают выводы и умозаключения. Таким образом, проектная деятельность в детском саду является продуктивным современным методом формирования исследовательских умений старшего дошкольника, поскольку задачи и этапы проектной деятельности способствуют формированию умения формулировать понятия, проводить классификацию, наблюдение, исследование и эксперимент, самостоятельных действий на каждом этапе исследования, формулировки выводов и умозаключений. Список литературы:
|