Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Развивающая предметно-пространственная среда как важнейшее условие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста».
Педагогика
Автор: Языкова Ирина Анатольевна   
15.02.2022 20:35

«Развивающая предметно-пространственная среда как важнейшее условие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста».«Развивающая предметно-пространственная среда как важнейшее условие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста».

Одним из необходимых условий образования дошкольников в условиях ФГОС ДО становится создание развивающего пространства, способствующего формированию личности каждого ребёнка, полноценному его развитию в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями, становлению гуманных отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:

  • содержательно-насыщенной;
  • трансформируемой;
  • полифункциональной;
  • доступной;
  • безопасной.

Познавательно-исследовательская деятельность – важнейший способ формирования мотивации для познания окружающего мира, поскольку направлена на определение качества, свойства предметов, связей между явлениями окружающего мира, и их классификацию и систематизацию.

 

Скачать конспект

В дошкольном возрасте на первый план у ребёнка выступает познавательно-исследовательская деятельность, кoтoрaя нocит пpaктичecкий характер. Поэтoмy необходимо создать условия и постоянно поддерживать познавательно-исследовательскую деятельность детей.

Создание условий для развития познавательной деятельности.

Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят значимым и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. Педагог должен создавать ситуации, в которых может проявляться детская познавательная активность, а не просто воспроизведение информации. Ситуации, которые могут стимулировать познавательное развитие (то есть требующие от детей развития восприятия, мышления, воображения, памяти), возникают в повседневной жизни ребенка постоянно: на прогулках, во время еды, укладывания спать, одевания, подготовка к празднику и т.д.

Стимулировать детскую познавательную активность педагог может:

  • регулярно предлагая детям вопросы, требующие не только воспроизведения информации, но и мышления
  • регулярно предлагая детям открытые, творческие вопросы, в том числе- проблемно-противоречивые ситуации, на которые могут быть даны разные ответы
  • обеспечивая в ходе обсуждения атмосферу поддержки и принятия
  • позволяя детям определиться с решением в ходе обсуждения той или иной ситуации
  • организуя обсуждения, в которых дети могут высказывать разные точки зрения по одному и тому же вопросу, помогая увидеть несовпадение точек зрения
  • строя обсуждение с учетом высказываний детей, которые могут изменить ход дискуссии
  • помогая детям обнаружить ошибки в своих рассуждениях
  • помогая организовать дискуссию
  • предлагая дополнительные средства (двигательные, образные в т.ч. наглядные модели и символы), в тех случаях, когда детям трудно решить задачу.

Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности. Среда должна быть насыщенной, предоставлять ребенку возможность для активного исследования и решения задач.

Для детского исследования и экспериментирования необходимы самые разнообразные природные и бросовые материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь, микроскопы, глобус, а также лабораторное оборудование – все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития воспитатель подбирает специальную детскую литературу, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов. На стенде в форме книги дети могут поместить результаты своих опытов и открытий в виде зарисовок, заметок и отчетов. «Лаборатория» постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.

Создание условий для исследовательской деятельности дошкольников играет важную роль в развитии познавательного интереса, открывающие возможности для его позитивной социализации и личностного развития, способствует формированию научного мировоззрения. Центр экспериментирования – это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения).

Задачи центра: развитие познавательной активности, первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.

В центре экспериментальной деятельности должны быть выделены:

  1. Место для постоянной выставки, где размещают различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.);
  2. Место для приборов, инструментов и приспособлений для опытов с водой, воздухом, светом, магнитами, песком и камнями, растениями.
  3. Место для проведения опытов.
  4. Место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.).
  5. Для поддержки самостоятельности детей необходимо иметь альбом с картинками (памятка) по проведению опытов.

Основными методами освоения и оборудования образовательной среды в познавательно-исследовательской деятельности являются:

  • игры — экспериментирование с водой, песком, глиной, камешками и т.п.
  • использование иллюстративно-наглядного материала, дидактических игр с игрушками
  • наличие детской природоведческой художественной литературы
  • отражение природы в рисунках старших дошкольников
  • комнатные растения (уход, полив, пересадка)
  • наличие инвентаря (совочки, лейки, ведерки, фартучки)
  • стол для проведения экспериментов
  • стеллаж для пособий и оборудования.

Формами работы с детьми по возрастным группам являются опыты в уголке экспериментирования, наблюдения в живой и неживой природе, огород на окне, осуществление исследовательских проектов, коллекционирование, путешествие по карте.

Предметом особого внимания при организации опытов, экспериментов, наблюдений является соблюдение правил безопасности. Расширяя пространство для реализации исследовательской активности ребенка, нам следует стремиться к тому, чтобы его окружение было безопасным для здоровья и жизни. Важно также, чтобы и само окружение не очень страдало от деятельности начинающего исследователя. Дошкольники в силу возрастных особенностей еще не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, они забывают об этом, поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.

Основными компонентами предметно-развивающей среды в группе являются центры развития детей, созданные с целью предоставления каждому ребенку возможности сосредоточиться на своей деятельности, активизировать познавательный интерес к предметам ближайшего окружения, помочь развить и реализовать свой творческий потенциал, пережить определенное эмоциональное состояние.

Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность – это вид поисковой деятельности дошкольников, направленный на выявление существующих между объектами, предметами, явлениями социальной деятельности, связей и зависимостей.

Познавательно-исследовательская деятельность является необходимым условием творческого становления личности в целом. При этом ребёнок находится в позиции маленького исследователя-экспериментатора. В данном процессе дошкольник получает часто совершенно неожиданную информацию, которая структурирует его дальнейшую деятельность. В этом проявляется гибкость познавательно-исследовательской деятельности она позволяет перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов.

Литература для подготовки рекомендаций:

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004
  2. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ, N 4, 2004, с. 84 – 92
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год