Организация Дня самоуправления в дошкольной организации |
Педагогика | |||
Автор: Смирнова Надежда Александровна, Кауль Наталия Владимировна | |||
22.12.2021 10:58 | |||
Организация Дня самоуправления в дошкольной организации Смирнова Надежда Александровна, Кауль Наталия Владимировна, воспитатели БДОУ СМР "Детский сад №30", г. Сокол, Вологодская область Инновационная деятельность в образовании сосредоточена сегодня на обновлении форм взаимодействия образовательных организаций с семьей. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сегодня сформулированы требования к взаимодействию ДОО с родителями: обеспечение психолого — педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. В соответствии с ФГОС ДО, организация обязана:
Практика доказывает, что современные родители требуют лаконичности, мобильности и привлекательности форм взаимодействия с дошкольной образовательной организацией. При оценке эффективности взаимодействия с семьями воспитанников в нашей дошкольной организации выявлены следующие затруднения:
Подводя предварительный итог проведенной диагностической работы с родителями, мы пришли к выводу о том, что сегодня они условно разделились в своих взглядах на взаимодействие с дошкольной организацией. Первая группа занимает активную позицию, но при этом у нее разный полюс. Положительная динамика относится к группам респондентов, выбравших позицию родитель — помощник (34%), что говорит о желании родителей расти и развиваться вместе с детьми, оставаясь при этом взрослыми. Мобильность, гибкость, активность становятся ведущими качествами для них. 36 % родителей занимают позицию родитель — педагог. Это также активная позиция, но на первый план у таких родителей выступают авторитарные методы руководства. Данная позиция остается подвижной, она легко может поменять вектор (отрицательный на положительный), в зависимости от готовности родителя пересмотреть свои установки, соотнести их с конкретными условиями и индивидуальными возможностями своего ребёнка. Вторая группа — это группа родителей – наблюдателей (30%). Позиция данной группы является нейтральной по своему характеру. И хотя в ней отсутствует активный потенциал, однако при соответствующих условиях она может развиваться в одном из направлений, приобретая иные для себя характеристики и качества. Сегодня большая часть родителей готовы включиться в образовательный процесс. Таким образом, можно предположить, что общение педагогов и родителей будет эффективнее, если реализуются следующие условия:
Поэтому следует зародить новую традицию проведения детско- родительский мероприятий, подобрать новую современную форму работы, направленную на вовлечение родителей в образовательный процесс. Эффективным средством интеграции дошкольной организации и семьи, на наш взгляд, является такая форма работы, как День самоуправления. Самоуправление — внутреннее, своими собственными силами управление делами в какой- нибудь организации, коллективе. День самоуправления в детском саду представляет собой день, в течение которого образовательную деятельность с детьми проводят родители. В определенном смысле педагоги и родители меняются позициями: первые выступают в роли зрителей, слушателей и участников, вторые – в роли организаторов, ответственных, инициаторов. Роль ДОО в этом процессе сведена к минимуму, однако это не снижает ответственности педагогов за то, что проходит и будет происходить в воспитании детей на основе участия родителей в жизни детского сада. Миссия Дня самоуправления – это создание условий для раскрытия потенциала родителей и семей воспитанников в пространстве детского сада, интенсификация работы с семьей. Многие дошкольные организации начинают внедрять данную форму взаимодействия с родителями. Но все ограничивается лишь одноразовыми мероприятиями, системы работы в данном направлении не выработано. Методических рекомендаций для воспитателей детских садов по теме на данный момент не существует. А возможно ли провести качественный, продуктивный, полноценный День Самоуправления в детском саду? Мы считаем, что это возможно. Определим задачи проведения Дня самоуправления:
Направления деятельности:
Какова периодичность проведения Дня самоуправления? Периодичность может определяться особенностями планирования образовательного процесса в ДОО. Оптимальным является проведение такого дня не реже 3 раз в год. Это позволяет большему числу родителей поучаствовать в жизни детского сада. День самоуправления проводится во всех дошкольных группах. Ориентирами для планирования и разработки содержания Дня самоуправления могут служить следующие темы:
«Эмоции и чувства детей» (проведение детских праздников) Совместная деятельность детей, воспитателей и родителей всех групп дошкольной организации на Дне самоуправления может включать:
При планировании Дня самоуправления следует учитывать особенности родителей конкретной группы, проводить мини – опросы, которые позволят определить тему или форму проведения Дня самоуправления. Анализ опроса желательно провести на первом мини — педсовете, что позволит совместно составить план проведения мероприятий в рамках Дня самоуправления в течение года. Творческая группа в дошкольной организации может разработать свое Положение о Дне Самоуправления в дошкольной организации. Распишем поэтапно технологию проведения Дня самоуправления. Она проходит в три этапа: I. Подготовительный этап: предусматривает следующие виды деятельности: создание творческой группы; родителям предлагается участие в Дне самоуправления и возможные формы занятости;
Если требуется, родителям выдается режим жизнедеятельности детей в детском саду, им зачитывают обязанностями воспитателя, инструкции по охране жизни и здоровью детей, по технике безопасности при проведении занятий.
II. Основной этап. В ходе основного этапа реализации проекта в ДОО проводятся различные мероприятия с привлечением родителей. В течение всего дня организуется съемка мероприятий для создания фильма «Мои впечатления о Дне самоуправления». III. Заключительный этап Подготовка к презентации. Презентация проведенных мероприятий на общем родительском собрании дошкольной организации (педагоги-родители). Обозначение общего результата: оформление соответствующей наглядной информации в приемной, публикация материалов в органах местной печати издание собственных информационных и презентационных материалов. Награждение участников Дня самоуправления в различных номинациях. Учет пожеланий родителей для проведения следующего Дня самоуправления, получение обратной связи. Критерии оценки эффективности проведения Дня самоуправления
Продукты:
Перспектива:
Такая форма работы, как «День Самоуправления» позволяет включить семью в процесс жизнедеятельности детей в детском саду, изменить позицию родителей от пассивных наблюдателей к активным участникам во взаимодействии с дошкольной организацией, проводить систематическую работу по повышению педагогической грамотности родителей. Можно сказать, что День Самоуправления стал лучшей традицией детско- родительских мероприятий в нашей дошкольной организации. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
|