Обеспечение доступного образования для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития |
Педагогика | |||
Автор: Горя Анастасия Алексеевна Козий София Васильевна Медведева Виктория Александровна | |||
24.12.2021 15:45 | |||
Обеспечение доступного образования для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
Учителя-дефектологи Красноярский край Аннотация. В статье рассматриваются возможности обеспечения доступного образования детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии. Дается анализ направлений, которые должны учитываться при организации доступного образования детей с ТМНР. Ключевые слова. Доступное образование, дети с тяжелыми множественными нарушениями развития, особые образовательные условия. В условиях внедрения инноваций в современное образование и развития инклюзивного образования актуальной является проблема организации обучения детей с различными нарушениями в развитии. Следует отметить, что образование детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии (далее ТМНР) ранее не получало своего развития, поскольку такие дети считались необучаемыми и, как следствие, не велась работа по созданию условий, в которых бы осуществлялось обучение таких детей.
Согласно ст. 2 п.27 Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации», «инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Данный Федеральный закон обязует органы государственной власти и местного самоуправления создавать условия, которые позволили бы людям с ТМНР получать качественное образование и возможности для социальной адаптации с учетом их индивидуальных потребностей [5]. Для детей с ТМНР требуется создание особых образовательных условий. Это обусловлено тем, что у детей данной группы наблюдаются выраженные интеллектуальные, сенсорные, двигательные, эмоциональные расстройства, сочетающиеся в различных вариантах. Некоторые дети, которые относятся к категории обучающихся с ТМНР имеют тяжёлые опорно-двигательные нарушения. Наличие данных нарушений делает их полностью зависимыми от посторонней помощи в передвижении, в самообслуживании, предметной деятельности и коммуникации. В основном такие дети не могут самостоятельно сидеть. Процесс общения у таких детей крайне затруднен, поскольку, наблюдается несформированность языковых функций, сопровождающихся парезами органов речи. [4]. Важен тот факт, что дети с ТМНР имеют различный уровень интеллектуального развития, который колеблется от умеренной до глубокой умственной отсталости. Все эти нарушения препятствуют социальной адаптации таких детей. Однако, как отмечают исследователи, у большинства таких детей наблюдается интерес к взаимодействию и общению. Данный факт может способствовать формированию представлений, умений и навыков у детей с ТМНР. Умение детей выполнять простые движения, такие как захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи, будут основой для формирования элементарных навыков самообслуживания и осуществления предметно-практической деятельности. [1]. В соответствии с ФГОС, для обучающихся с ТМНР рекомендован вариант образования, где итоговые достижения определяются индивидуальными возможностями обучающегося. Дети с ТМНР могут находиться и в среде обучающихся с различными нарушениями в развитии, при этом их проблемы не обязательно должны быть однотипны. Образовательная среда и учебное место организуются в соответствии с особенностями развития конкретного ребенка в рамках образовательного учреждения, позволяющих расширять жизненный опыт и социальные контакты ребенка с ТМНР. [3]. Таким образом, целью образования детей с ТМНР является нормализация жизни в процессе организации обучения и воспитания и их адаптация к образовательному пространству. По результатам исследования различных образовательных учреждений социального обслуживания (психоневрологических интернатов) нами было замечено, что во всех учреждениях созданы специальные условия для детей с ТМНР. В интернатах реализуется адаптированная основная образовательная программа для детей с ТМНР. Программа построена на основных принципах, которые отражают специфику образовательного процесса каждого учреждения социального обслуживания: принцип актуальности, принцип равных возможностей, принцип интеграции содержания образовательных областей, принцип индивидуального подхода, принцип комплексного пролонгированного психолого-педагогического сопровождения, принцип системности и преемственности, принцип добровольности. В содержательном разделе программы предусматривается развитие обучающихся во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях с учётом их индивидуальных возможностей. Для детей с ТМНР работы приоритетными выступают следующие направления работы: сенсорное и двигательное развитие, формирование представлений о себе, об окружающем мире, развитие навыков самообслуживания, способности общаться и взаимодействовать с окружающими людьми, а также навыков предметно-практической, игровой, бытовой и доступной трудовой деятельности. Развивающая среда учреждений соответствует требованиям реализации АООП для дошкольного образования. Предметно-пространственная организация групповых помещений должна обеспечивает высокий уровень физического, художественно-эстетического, эмоционального и личностного развития детей. Материально-техническое оснащение и оборудование, пространственная организация среды соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Условия труда и жизнедеятельности детей с ТМНР созданы в соответствии с требованиями охраны труда. Материальная база периодически преобразовывается, трансформируется, обновляется для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности детей. Нами замечено, что во всех интернатах, которые участвовали в исследовании, здания образовательного учреждения оборудованы тамбурами, пандусами. Пространство групповых комнат организовано таким образом, чтобы было достаточно места для осуществления игровой и учебной деятельностей. Помещения групп оснащены мебелью, соответствующей по параметрам возрасту воспитанников, целесообразно расставленной относительно света и с учетом размещения центров активности детей, отведенных для игр, совместной, самостоятельной деятельности воспитанников. В каждой группе имеются дидактические игры, пособия, методическая и художественная литература, необходимая для организации разных видов деятельности воспитанников интерната. Также имеются стенды, подборки методических материалов по образовательным областям, которые позволяют разнообразить образовательный процесс. Все это позволяет успешно решать поставленные перед специалистами педагогические задачи. С целью организации образования детей с ТМНР предусматривается работа специалистов, которые обеспечивают реализацию курсов коррекционной направленности: воспитатель, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, эрготерапевт, реабилитолог. Комплексное взаимодействие специалистов обеспечивает более доступное образование для детей с ТМНР. Это позволяет им организовывать работу по сохранению и укреплению здоровья детей, созданию положительного психологического климата в детском коллективе, а также по всестороннему развитию каждого ребенка. Не менее важным в образовании детей с ТМНР является взаимодействие семьи или законных представителей и специалистов в процессе обучения и воспитания ребенка. Таким образом, образование обучающихся с ТМНР направлено на обеспечение доступности образования, включение их в систему образования вне зависимости от тяжести нарушений развития, вида образовательного учреждения, места проживания; создание образовательной среды в соответствии с их возможностями и потребностями. Список литературы
|