Семейно-центрированный подход в организации ранней помощи в условиях социального обслуживания. |
Педагогика | |||
Автор: СПСиД КГБУ СО «Центр семьи «Октябрьский» | |||
05.12.2021 11:41 | |||
Семейно-центрированный подход в организации ранней помощи в условиях социального обслуживания. Автор: Заведующий отделением реабилитации детей с ограниченными возможностями Медведева Анна Николаевна СПСиД КГБУ СО «Центр семьи «Октябрьский» Вектор современной социальной политики — повышение роли семьи в решении вопросов жизнеустройства и развития детей, ведь компетентность, состоятельность, субъектность семей это цель и средство эффективных социальных преобразований. Выстраивание системы помощи семье с опорой на саму семью начинается с раннего детства, когда это востребовано и происходит естественным образом. Современная ранняя помощь детям с нарушениями развития строится на основе семейно — центрированного подхода и стратегий. Всем известно, что родители играют большую роль в формировании будущей личности. В семье формируются ценностные ориентиры человека, его способность в дальнейшем себя реализовать.
На современном этапе от родителей требуются знания, с помощью которых могли бы быть преодолены трудности в воспитании ребенка. Конечно, приоритетными для Службы ранней помощи являются семьи, имеющие детей с особенностями в развитии. Родителей, которые обращаются за помощью, можно разделить на несколько категорий:
Большинство родителей, посещающих Службу ранней помощи, испытывают потребности в повышении родительской компетентности и знаниях об особенностях развития ребенка. Служба ранней помощи – это форма оказания услуг ребенку и его семье, направленная на оценку и поддержку психического развития и психологического состояния ребенка. Также Служба ранней помощи помогает в профилактике вторичных нарушений, нормализации детско-родительского взаимодействия и преодолении детских поведенческих проблем, решении различных психологических проблем ребенка и его семейного окружения. В основе психолого-педагогического сопровождения семьи лежит создание и реализация индивидуально-ориентированной программы или создание совместного с родителями плана развивающих занятий. Программа и план сопровождения семьи составляются специалистами по результатам всестороннего обследования с ориентировкой на конкретные проблемы и потребности семьи. Все знают, что одним из самых важных компонентов для развития ребенка является игра. Именно поэтому, использование игрового сеанса в Службе ранней помощи, позволяет родителям увидеть особенности развития их ребенка. Иногда в Службу ранней помощи обращаются не только родители, но и другие члены семьи, которые помогают родителям. В связи с этим, непосредственно на игровом сеансе могут присутствовать все лица, принимающие участие в воспитании ребенка. Игровой сеанс – это основной инструмент работы специалистов Службы ранней помощи, во время, которого решаются следующие задачи:
-решение различных психологических проблем ребенка и его окружения. Перед специалистами Службы ранней помощи стоит задача разработать план игрового сеанса таким образом, чтобы учесть особенности ребенка и решить поставленные, в рамках индивидуально-ориентированной программы сопровождения, задачи. В структуру игрового сеанса могут входить:
- обучение родителей техникам стимуляции и поддержки развития ребенка, нормализации детско-родительских отношений, преодолению поведенческих проблем ребенка и др. во время совместной игры ребенка и родителя. На приеме специалист организует развивающую среду, отвечающую содержанию поставленных задач и основным принципам ее построения. Во время игрового сеанса специалист следит, чтобы все участники взаимодействия находились в состоянии эмоционального комфорта, а также самостоятельно регулирует степень своего участия в игровом процессе и взаимодействии. Для решения задач социальной адаптации и коммуникативного развития, игровой сеанс может проводиться в групповой форме для двух и более детей и их родителей. Такая форма работы позволяет, в частности, включать в процесс сопровождения сиблингов (родных братьев и сестер, у которых общие родители). Сопровождение параллельной игры детей и их родителей проводится с целью обучения родителей техникам стимуляции и поддержки развития ребенка, нормализации детско-родительских отношений, преодоления поведенческих проблем ребенка. Специалист проводит беседу с родителем, в рамках которой обсуждает результаты и планирование совместной работы, планирование работы на дому для самостоятельного применения родителями. Групповая работа, так же, как и игровые сеансы, предполагает присутствие и активное участие родителей. В том числе групповая работа должна способствовать взаимодействию и общению между ребенком и его родителями, между детьми, между родителями разных детей, между родителем и другим ребенком. Разнообразие возможных вариантов нарушений развития у детей, зачисленных в Службу ранней помощи, ставит перед специалистами задачу четко определять нужные в каждом конкретном случае цели, формы, методы и методики работы. Содержание и методы деятельности Службы ранней помощи с каждой отдельным ребенком и его семьей разрабатывается исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей. Индивидуально-ориентированная программа в Службе ранней помощи направлена на профилактику и преодоление вторичных проблем развития, психогенных нарушений, ограничивающих возможности ребенка, развитие базовых коммуникативных и индивидуально-социальных компетенций, ключевых предпосылок познавательного развития. Основой для разработки индивидуально-ориентированной программы является состояние актуального развития ребенка, «зона ближайшего развития», индивидуальные природно-психические свойства, особенности поведения, состояние эмоционального благополучия ребенка, ресурсы и ограничения его развития. Программа разрабатывается с учетом ситуации в семье и возможностей участия в ее реализации родителей и других взрослых, активно участвующих в воспитании ребенка. Поскольку цель работы служб — психолого-педагогическое сопровождение ребенка и семьи, то в сфере внимания специалистов находится не только развитие ребенка, но и вся семейная система в целом, от функциональности которой зависит состояние ребенка и успешность коррекционной работы. Работа с родителями ребенка с особыми потребностями базируется на понимании семьи как единой системы, где звенья активно воздействуют друг на друга. В семье происходит первичная социализация детей. И для эффективной коррекции особенностей развития каждого ребенка мы видим необходимость не только в комплексном психолого-педагогическом воздействии на него, но, в том числе, и в нормализации внутрисемейных отношений. Таким образом, работая с родителями, мы стремимся к тому, чтобы оптимальным образом функционирующая семейная система становилась развивающей средой для ребенка с особенностями развития. Помимо адаптации ребенка в семье и адаптации семьи к ребенку, наша работа связана с пониманием того, что, в силу нарушений развития и трудностей установления контакта с внешним миром, особый ребенок не может быть адаптирован и социализирован «сам по себе», отдельно от родительской семьи. Поэтому речь идет об интеграции в социум семьи такого ребенка в целом. Таким образом, целью психологической работы с родителями становится создание условий для социальной адаптации семей с особым ребенком. В процессе работы с семьей мы исходим из убеждения, что родители – основные участники абилитационного процесса. Поэтому, специалисты службы обсуждают с родителями перспективы развития ребенка, указанные в индивидуально-ориентированной программе и вовлекают родителей в процесс совместной игровой и продуктивной деятельности с ребенком, обучают приёмам формирования в семье абилитационных условий, обеспечивающих оптимальное развитие ребёнка. Основные принципы работы с родителями в Службе ранней помощи:
Кроме работы с родителями в рамках игровых сеансов, в службах проводится и индивидуальная работа специалистов с родителями. В системе помощи ребёнку имеет важнейшее значение помощь его родителям. Когда взрослый сконцентрирован на своих проблемах и переживаниях, он просто не способен на конструктивный и полезный контакт с ребёнком. И, в этом случае, совершенно бессмысленно работать с системой родитель-ребёнок на оптимизацию характера их отношений, информируя взрослого о потребностях малыша и обращая его внимание на неверные стратегии взаимодействия. Это может спровоцировать только усиление депрессии, самобичевания. Опыт показывает, что улучшение психологического состояния родителей, реконструкция их жизни в желанном для них направлении, повышает их ресурсы и в общении с ребёнком. Родители могут попасть на прием к психологу либо по собственной инициативе, либо по рекомендации службы или специалиста, работающего с ребенком. В качестве формы профилактики социальной дезадаптации семей с особым ребенком специалисты привлекают к участию семей наших воспитанников в праздниках, организуемых специалистами службы. По нашим наблюдениям, участие в таких мероприятиях, прежде всего, помогает преодолеть дефицит возможностей совместного досуга, неизбежно возникающий в семьях, воспитывающих ребенка с особенностями развития, когда большую часть времени родители озабочены решением коррекционных задач; у родителей появляется возможность пережить новые эмоции вместе со своими детьми, это открывает новые грани детско-родительских отношений. Помимо этого, посещение таких мероприятий становится неким тренингом родительского умения помочь ребенку регулировать свое поведение в ситуации повышенного возбуждения, в публичных местах, при участии в культурных мероприятиях вместе с семьей. Также можно отметить полезный эффект от знакомства родителей с подобным опытом других семей, когда иллюзия уникальности и неразрешимости ситуаций, связанных с проблемным поведением своего ребенка уступает место желанию конструктивно с ними справляться. Таким образом, в рамках Службы ранней помощи специалисты оказывают разностороннюю поддержку семье, стараются выбрать актуальные, именно для наших родителей, темы для мастер-классов, консультаций, семинаров и практикумов. Поддерживают продуктивное взаимодействие ребенка и родителей, что играет большую роль в дальнейшей эффективной реализации индивидуально-ориентированной программы. Перейти на сайт МБУ СО «ЦСПСиД «Октябрьский»
|