Досуговая деятельность как социально-педагогическое явление. |
Педагогика | |||
Автор: Болдырева Оксана Владимировна Ермолаева Марина Владимировна | |||
19.11.2021 05:44 | |||
Досуговая деятельность как социально-педагогическое явление. Пребывание в детском саду невозможно без радостных праздников, увлекательных утренников, дружеских чаепитий и веселых стартов. Все эти мероприятия, организуемые воспитателем в рамках досуговой деятельности, дарят детям яркие впечатления, которые сохраняются на всю жизнь. И вместе с тем в увлекательной форме дошкольники получают новые знания и раскрывают свои творческие способности, ребята становятся активнее и самостоятельнее. Содержание. 1) Значение организации досуговой деятельности в детском саду.
2)Конспект досуга в детском саду. Досуг – совокупность видов деятельности, ориентированных на удовлетворение физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время и связанных преимущественно с отдыхом и развлечениями (играми, чтением, танцами, занятиями физкультурой и спортом).
Цели и принципы организации досуга в детском саду. Цель организации досуга дошкольников – привитие детям нравственно-эстетических ценностей, любви к традициям и стремления к культурному отдыху. Это особая сфера воспитательно -образовательного процесса в детском саду, в которой учитываются потребности и интересы ребят. Используя различные формы и методы организации и учитывая индивидуальные особенности дошкольников, воспитатели насыщают культурно-досуговую деятельность нравственным содержанием при соблюдении следующих принципов:
Формы проведения досуговой деятельности. Досуг может быть:
Образовательные: Приобщение к различным видам искусства: музыке, театру, живописи. Создание положительной мотивации к активному познанию окружающей действительности. Развивающие: Привлечение детей к подготовке мероприятий. Привлечение дошкольников к участию в играх — драматизациях, спортивных и интеллектуальных соревнованиях. Формирование потребности к творчеству (пению, танцу, изобразительной деятельности) Воспитательные: Создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, чувство защищенности у каждого ребенка. Воспитание умения коллективной работы, внимательного отношения друг к другу, взаимопомощи. Воспитание патриотических чувств. Виды досугов и развлечений в детском саду. Виды культурно-досуговой деятельности многообразны. Их можно классифицировать следующим образом: отдых, развлечения, праздники, самообразование и творчество. 1. ОТДЫХ – это культурно-досуговая деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и эмоциональные ресурсы ребенка, поэтому необходимо учить детей распределять свои силы между умственным и физическим отдыхом. Отдых можно подразделить на пассивный и активный. При пассивном отдыхе напряжение снимается общим мышечным расслаблением. Активный отдых включает в себя занятия гимнастикой, физкультурой, работу на участке, подвижные игры. Виды отдыха:
Виды развлечений:
Главная задача праздника создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру. Виды праздника:
Виды самообразования:
У всех детей есть способности. Дошкольники от природы любознательны. Полезных для детей развлечений много, главное, чтобы взрослые помогали, принимали активное участие в досуговой деятельности. Викторина «Путешествие по сказкам» (средняя группа) Цель: приобщать детей к народной культуре — знанию сказок Задачи:
Оборудование: жетоны с изображением медведя, муха – Цокотуха, таблички «Муха – Цокотуха», «Три медведя», картинки с изображением лиса, заяц, волк, медведь, белка, ежик, набор разрезных картинок по сказкам «Теремок», «Репка» фишки, мольберт, призы, фишки. Ход викторины: Воспитатель: Добрый день, дорогие друзья! Ребята, я вам предлагаю сейчас поиграть в игру – викторину, которая называется «Путешествие по сказкам». Но сначала нам надо поделиться на две команды. Поделимся мы с помощью жетонов. У кого на жетоне нарисована картинка с изображением медведя, садится за стол, где табличка «Три медведя», а у кого муха за стол, где табличка «Муха – Цокотуха». У нас получилась команда «Три медведя» и команда «Муха – Цокотуха». Будем сказки вспоминать и на вопросы отвечать. Будьте все внимательны, дружны и любознательны. Воспитатель: Но прежде, чем мы начнём наше путешествие по сказкам, я хочу проверить, насколько готовы наши команды. Я буду по очереди задавать вопросы каждой команде. Вы должны отвечать быстро. За каждый правильный ответ команда получает по 1 фишки. Выигрывает та команда, которая наберет больше фишек. Итак, начинаем. 1 «Блиц — опрос»
За каждый правильный ответ команда получает по 1 фишки. Воспитатель: Ребята, молодцы. Переходим к следующему заданию. 2. Задание «Угадайте героя по реплике» Команде «Три медведя» - «…высоко сижу – далеко гляжу» (Маша «Маша и медведь») Команде «Муха — Цокотуха» - «… я от дедушки ушел…» (Колобок «Колобок») Команде «Три медведя» - «…жучка иди… тянуть» (Внучка «Репка») Команде «Муха — Цокотуха» «… слышим, слышим. Да не матушкин это голосок» (козлята «Волк и семеро козлят») Команде «Три медведя» - «…несет меня лиса за темные леса» (Петух «Кот, петух и лиса») Команде «Муха — Цокотуха» - «…ловись рыбка мала и велика» (Волк «Лисичка – сестричка и серый волк») Команде «Три медведя» - «Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, курочку под печку. …» ( «Лисичка со скалочкой») Команде «Муха — Ц» - «…речка – реченька – укрой меня…» ( «Гуси – лебеди») За каждый правильный ответ команда получает по 1 фишки. Воспитатель: Ребята вы молодцы, отлично справились с заданием. 3 Задание «Отгадай загадку». Каждой команде по очереди предлагается загадка с показом картинки. 1. Рыжая шуба, хитрые глаза Во всех лесах она краса. А зовут ее (Лиса). 2. Зимой белый, летом серый (Заяц). 3. Серовато, зубовато, по полю рыщет Телят, ребят ищет (Волк). 4. Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал А проснувшись, стал реветь Это зверь лесной (Медведь). 5. Юркий, маленький зверек По деревьям прыг да скок (Белка). 6. Колючий клубок Не видать ни головы, не ног (Ежик). Воспитатель. – Ребята, где живут все эти звери? (в лесу, в сказке, в книге). За каждый правильный ответ команда получает по 1 фишки. 4 Задание «Перепутались картинки» Дети получают по одному набору разрезных картинок к сюжету какой – либо русской народной сказки. Детям необходимо собрать иллюстрации к сказке и определить её название. ( «Репка», «Теремок») За правильный ответ команда получает по 2 фишки. 5 Задание Дидактическая игра: «Назови слово». Воспитатель – В сказочном лесу живут разные звери, вы должны вспомнить как их называют. Мышка…… Норушка Лягушка…… Квакушка Зайчик…… Побегайчик Лисичка…… Сестричка Волк……… Зубами щелк Медведь…… Косолапый Сорока…… Белобока Заяц…… Короткий хвост Медведь…… Топтыгин Лиса… Патрикеевна. За правильный ответ команда получает по 1 фишки. 6 Задание «Назови сказку правильно» «Сестрица – Алёнушка и братец Никитушка» «Иван – царевич и зелёный волк» «Лисичка – сестричка и серая мышь» «Дарьюшкина избушка» «Пашенька и медведь» «Волк и 7 тигрят» За каждый правильный ответ команда получает по 2 фишки. 7 Задание Физкультминутка "Три медведя" Три медведя шли домой. (Дети шагают на месте вперевалочку). Папа был большой — большой. (Поднять руки над головой, потянуть вверх). Мама с ним поменьше ростом. (Руки на уровне груди). А сынок — малютка просто. (Присесть). С погремушками ходил. (Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки). Дзинь — дзинь, дзинь — дзинь. (Дети имитируют игру с погремушками). 8 Задание «Узнай героев по описанию» Отгадайте, кто это:
От медведя убежал. А лисице на зубок,, Все ж попался… (колобок)
Помогла нам печка, Помогла хорошая, голубая речка, Все нам помогали, все нас укрывали, К матушке и батюшке мы домой попали. Кто унес братишку? Назовите книжку? (Гуси-лебеди) За правильный ответ команда получает по 1 фишки 9 Задание «Отгадай название сказки» Воспитатель называть первое слово, а вы отгадайте полное название сказки. - Гуси — (лебеди) - Красная… (шапочка) - Заюшкина… (избушка) - Царевна … (лягушка) - Муха… (Цокотуха) - Три… (Медведя) - Доктор… (Айболит) - Волк… (И семеро козлят) За каждый правильный ответ команда получает по 1 фишки. Воспитатель: Наше путешествие по сказкам закончилось, а сейчас подведём итоги. Награждение победителей.
|