«Этнокультурные аспекты детско-родительских отношений» |
Педагогика | |||
Автор: Боева Елена Владимировна | |||
27.05.2021 21:13 | |||
«Этнокультурные аспекты детско-родительских отношений» МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №126» Старший воспитатель Боева Елена Владимировна Процесс этнической социализации является важнейшей составляющей в формировании личности. Человеку в течение своей жизни важно переживать ощущение принадлежности к какой-либо группе, общности, чувствовать свою причастность к определенным событиям, явлениям, ценностям. Среди большого разнообразия социальных групп одной из наиболее значимых продолжает оставаться связь с этнической общностью. Чувство единения со своим народом, имеющим отличную от других историю, культуру, язык, дает человеку положительное мироощущение, чувство стабильности и полноценности бытия. Одним из проявлений историко-культурного опыта этнической группы (традиции, обряды, ритуалы, образ жизни и т.д.) является семья. В этнокультурных традициях семейных отношений находят отражение правила межличностного и социального взаимодействия, которые передаются от родителей к детям (Н. М. Лебедева, 2004).
Между тем, современная социокультурная ситуация накладывает отпечаток на семейный уклад жизни современной семьи, а через него на процесс вхождения детей в «мир взрослых» (Д. И. Фельдштейн, 2004). Исследователи выделяют несколько причин сложившейся ситуации, а именно: глобализация, при которой этнический фактор является незначимым в структуре современных отношений; демографические проблемы, связанные со снижением рождаемости детей, а, следовательно, с сокращением количества членов семьи (Бондырева С.К., 2003). Важную роль в этом процессе играют также процессы развития префигуративности культур (М. Мид, 2008), когда опыт предыдущих поколений не учитывается молодыми, что приводит к утрате этнокультурных ценностей, традиций и т.д. В связи с этим возникает ситуация определенной нестабильности, фрустрированности, в том числе в вопросах выстраивания как социальных отношений, так и межличностных, в том числе внутрисемейных. По мнению М.Н. Губогло, «для того чтобы чувствовать себя уверенно в настоящем и строить будущее, необходимо опираться на культурный фундамент, возведенный в прошлом. Нужна высокая культура преемственности поколений, наполненная глубокой традицией собственной этнической группы». Именно в ходе этнической социализации происходит воспроизводство этноса и формируется чувство принадлежности к этнической группе. С одной стороны внутрисемейные отношения, в том числе между родителями и детьми, играют важную роль в этнокультурной социализации детей, с другой, этническая принадлежность родителей оказывает влияние на развитие детско-родительских отношений. Таким образом, существует противоречие между необходимостью учета этнической составляющей в социализации детей, с другой стороны в соответствии с изменениями, происходящими в современном социокультурном обществе, внутрисемейные детско-родительские отношения, в том числе между родителями и детьми, трансформируются и приобретают черты префигуративности. С целью разрешения этого противоречия было принято решение об исследовании этнокультурных аспектов детско-родительских отношении. Цель: исследование этнокультурных аспектов детско-родительских отношений. Объект исследования: детско-родительские отношения. Предмет исследования: этнокультурные аспекты детско-родительских отношений. Общая гипотеза: детско-родительские отношения в современной семье отчасти отражают опыт этнической группы (принятие, эмоциональные контакты, соблюдение религиозных ритуалов), отчасти они трансформированы в соответствии с изменениями, происходящими в современном социокультурном обществе. На основе анализа социально-психологических источников, в процессе проведения исследования, нами были разработаны также частные гипотезы:
Теоретический анализ литературы позволяет сделать следующие выводы:
Анализ особенностей социальной среды семей, в которых воспитываются дети дошкольного возраста, позволил нам сделать следующие выводы:
Полученные результаты опроса родителей, на предмет выявления особенностей родительского отношения, характерного для современной русской семьи, показали, что отношение к детям родителей отличается средним, но близким к высокому уровню эмоциональным принятием ребенка. Родители во всем стараются помочь ему, высоко оценивают его интеллектуальный и творческий потенциал. В семьях межличностная дистанция в общении между родителями и ребенком очень близка. Родители ощущают себя с ребенком единым целым, чаще воспринимают ребенка как маленького и беззащитного. В связи с этим большинство родителей жестко контролирует жизнь ребенка, требует от него социальной успешности. У большинства родителей-респондентов преобладает позитивная этническая идентичность (72, 76 %). Доминирующий тип этнической идентичности по типу «нормы» характеризует сочетание у испытуемых позитивного отношения к собственному народу с позитивным отношением к другим народам. Кроме того, в воспитании детей испытуемые с этнической идентичностью по типу «нормы» ориентированы на сохранение этнических традиций и обычаев, на развитие этнокультурных навыков у своих детей, развитие у них этнокультурных познавательных интересов. Это может выражаться в соблюдении русских религиозных обрядов и ритуалов (свадебный обряд, обряды, связанные с рождением ребенка, крещение, свадьба и т.д.), использование народных игр во взаимодействии с ребенком, чтение русских народных сказок и др. Анализ культурно-ценностных ориентаций показал ориентацию родителей-респондентов на современную культуру. Между тем, важное место для испытуемых занимают и определенные ориентации на традиционную культуру. Это касается вопросов сохранения культурных традиций, семейных ценностей, интереса к истории своего народа. Большое значение респонденты придают семейным связям, традиционности родственных ролевых отношений, религиозным ориентациям. Большинство респондентов придерживаются сочетания в воспитании разумной меры предоставления свободы и контроля за поведением детей. Результаты детско-родительских отношений в восприятии детей показали, что короткая дистанция у детей установлена с мамой (симбиотическая зона отношений) и братом / сестрой (у детей, имеющих брата / сестру). Остальные «значимые другие» ( «папа», «бабушка», «дедушка», «мой лучший друг», «воспитательница детского сада») относятся к плодотворной зоне отношений. Между тем, существуют отличия в психологической дистанции у детей, имеющих и не имеющих брата / сестру. Так, более близкие отношения (сокращение психологической дистанции) у детей, имеющих брата / сестру, устанавливаются с мамой и папой. Несколько отдаляются (увеличение психологической дистанции) дошкольники от бабушки и дедушки, а также от друга. Интерпретируя полученные данные можно сделать вывод о том, что брат / сестра занимают важное место в жизни дошкольника. Наличие в семье нескольких детей способствует установлению более тесных отношений между родителями и детьми. В целом дошкольники позитивно воспринимают свою семью. Между тем, в семьях, имеющих брата / сестру, существует более близкая эмоциональная связь ребенка как с братом /сестрой, так и с другими членами семьи. Современная семья значительно отличается от традиционной своей структурой (возросло число неполных семей; сократилось количество больших семей; в большинстве семей воспитывается только один ребенок). В то же время, в современной русской семье отчасти сохранены культурные традиции по вопросу социализации детей (соблюдение традиционных праздников, религиозных ритуалов, принятие ребенка, эмоциональные контакты), отчасти они трансформированы в соответствии с изменениями, происходящими в современном социокультурном обществе. Список литературы
|