«Подготовка детей к обучению письму в условиях инновационной деятельности» |
Педагогика | |||
Автор: Москалева Ирина Сергеевна | |||
27.05.2021 13:14 | |||
«Подготовка детей к обучению письму в условиях инновационной деятельности» Автор: Москалева Ирина Сергеевна старший воспитатель высшей категории МДОУ «детский сад №11 «Колосок» Научный руководитель: Дедова Ольга Юрьевна канд. психол. Наук, доцент кафедры начального образования ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» Аннотация. В статье освещается опыт работы по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению письму в условиях инновационной деятельности. Ключевые слова: дошкольное образование, подготовка руки к письму, инновационная площадка, дополнительные услуги. Наш детский сад активно взаимодействует с кафедрой «Начальное образование» НИРО и являемся участником региональных инновационных площадок под руководством кандидата психологических наук, доцента кафедры начального образования ГБОУ ДПО НИРО Дедовой Ольги Юрьевны.
С 2016 по 2019 года мы участники площадки «Разработка и апробация программно-методического обеспечения подготовки детей к обучению в школе в соответствии с ФГОС ДО и ФГОС НОО». Наши педагоги отбирали и апробировали содержание, форм и методов подготовки детей к школе. Разрабатывали воплощали содержание, форм и методов работы с родителями будущих первоклассников. Разработали проекты занятий по подготовке детей к обучению в школе из аналитического этапа учебно-тематического плана программы «Вверх по радуге». В 2019 году мы продолжаем тесное сотрудничество и мы уже участники действующей на данный момент площадки «Разработка и апробация технологий развития письменно-речевой деятельности при подготовке детей к школе». На первом этапе анализируем психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме подготовки детей к обучению в школе, посещая лекционные и практические занятия в рамках педагогической мастерской и одновременно творческой группой продолжаем разрабатывать проекты занятий по программе «Вверх по радуге» Так как мы ориентировались на организацию дополнительных услуг в ДОУ, кружок по формированию навыка письма, наши педагоги разработали 32 конспекта занятий. Занятия планируются с октября по май, так сентябрь отведен на комплектование групп в кружок. Одно занятие в неделю, четыре в месяц. На этом же этапе творческой группой была создана тетрадь «Радуга умений» по разработанным проектам занятий. Тетрадь формата А4 с яркими красочными иллюстрациями. В это учебном году мы апробируем наши на работки. Разработали дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально – педагогической направленности «Росток» (растем вместе с радугой) по формированию навыка письма на основе учебной программы «Вверх по радуге!» Дедовой О.Ю. Разрабатываем и апробируем презентации к занятиям. Программа направлена на:
Занятие состоит из трех частей, что соответствует содержанию программы «Вверх по радуге». Каждый элемент занятия наполняется содержанием в зависимости от задач, которые решаются на данном этапе работы. Вводная часть занятия посвящена его началу, ритуалам приветствия (улыбнуться друг другу, пожать руку или погладить по руке своего соседа по столу); принятию педагогом эмоционального состояния детей и выбору приемов для начала занятия (упражнение на концентрацию внимания, упражнение на релаксацию и т. д.); мотивации детей к занятию (что было на прошлом занятии, что понравилось, что нам предстоит сделать сегодня, какой-либо «сюрпризный момент» и т.д.) Ориентировочная часть занятия включает ряд основных заданий, которые применяются на каждом занятии, и ряд заданий, которые используются в зависимости от этапа формирующей работы.
Деятельностная часть — это основной этап занятия, на котором решаются его главные задачи. Содержание работы зависит от темы занятия. Освоение движений, освоение разнообразных линий (прямых, зигзагогобразных, волнистых), освоение правил штриховки. Обязательная часть занятия это Физкультминутка Творческая часть. На этом этапе дети осваивают творческие виды деятельности (знакомство, повторение образцов, создание фигурок по собственному замыслу с помощью игр «Танграм» и/или палочек Кюизенера, кубиков Б.Никитина, счетных палочек.) работа с трафаретом. В итоговой части занятия дети под руководством педагога вспоминают, чем они занимались, какое упражнение или игра им особенно понравились, что бы хотелось повторить на следующем занятии, что показалось трудным и не получилось, учатся оценивать свою работу (ставят смайлики веселые или грустные), проговаривая ее особенности. Сейчас при апробации тетради и конспектов занятий мы видим над чем нам надо еще поработать. Что то изменить: добавить или наоборот убрать. Хочется отметить что дети с удовольствием посещают кружок. О чём свидетельствует положительная самооценка детей на каждом занятие (в уголках тетради смайлики веселые, радостные). А также хорошие отзывы родителей в сообществе вайбер.
|