Выступление-доклад: «Роль развивающих игровых технологий в процессе организованной учебной деятельности» |
Педагогика | |||
Автор: Бабчук Татьяна Сергеевна | |||
18.04.2021 18:36 | |||
Выступление-доклад: «Роль развивающих игровых технологий в процессе организованной учебной деятельности» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровский центр образования №1» дошкольное отделение №4 Подготовила воспитатель 1 квалификационной категории: Бабчук Татьяна Сергеевна г. Кудрово 2021 г. «Ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра». (А. С. Макаренко). Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, а также связанные с ней различные виды деятельности (конструирование, изобразительное творчество, музыкальная деятельность, физкультурные занятия и др.). Эти виды деятельности являются наиболее эффективными формами развивающего обучения дошкольников, которые наиболее часто преобразуют познавательную задачу в игровую или практическую, имеющую для них личностный смысл. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Обучение легче и понятнее осуществлять в естественном, самом привлекательном виде деятельности – игре. В процессе игры развиваются — планирование, умение анализировать результаты, воображение, речевые навыки и умения высказывать своё мнение и др. Несомненным достоинством игры является и внутренний характер мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. Использование развивающих игр в обучающем процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от обычных, привычных для детей, занятий к познавательной игровой деятельности. Игра и игровые моменты играют огромную роль в развитии и образовании детей. (Слайд №2) В игре незаметно, сами собой, исчезают стены, разделяющие педагога и детей. В ней рождается новая атмосфера и новые отношения. Эти отношения лежат в основе личностного подхода, когда педагог ориентирован на личность ребенка в целом. Игра – это особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому, игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Педагогические игры достаточно разнообразны по:
По характеру педагогического процесса бывают:
По характеру игровой методики делятся на:
Цель игры — побудить интерес к познанию, учению, самореализации, восприятию новых событий. И если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности. На детскую игру можно смотреть по-разному. Детство — время игры. Поэтому, интересная подача материала, облаченная в игровую форму, способна захватить ребенка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Игра учит. Следовательно, это средство обучения. Установка на игру обычно создается в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, введением сказочного персонажа – гостя, необычного письма и т.д. Игровая ситуация может разыгрываться в вымышленном пространстве с применением магических слов, с помощью определенных тематических атрибутов, слов – действий и т.д. Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами, выступающими в замаскированном, неявном виде. Благодаря учебным задачам осуществляется непреднамеренное обучение дошкольников (Составь слово по первым звукам в словах, реши ребус, доскажи слово, отгадай загадку и т.д.) Правила игры должны соответствовать возрастным особенностям ребенка, его потенциалу следовать и выполнять правильность требований в игре, интерес к предложенному заданию. Во время игры у ребенка возникает определенное игровое состояние – важный элемент игры. Игровое состояние, включающее наличие переживания, активизацию воображения участников, эмоциональное отношение к действительности, поддерживается проблемностью ситуации, элементами соревновательности и занимательности, используемыми аксессуарами, присутствием юмора и элементов высказывания, свободной творческой атмосферой, ситуацией выбора. Таким образом, можно говорить о том, что игровые технологии представляют собой ступени: - от игры-забавы к игре-увлечению через познание. - от игры к творчеству, к усвоению учебной программы через практическое выполнение задания. Результат, как обязательный структурный элемент игры, проявляется в том, что игра – это:
Как повысить эффективность учебного процесса? Какими способами вызвать интерес у детей? На помощь педагогу приходит замечательное средство – игра. В.А. Сухомлинский говорил, что «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Моя работа проводится в компенсирующей группе для детей с ОНР. Поэтому, особое внимание уделяется речевым играм, которые я ввожу в каждое занятие для формирования и автоматизации навыков звукопроизношения. Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит и стимулирует речь детей. Речевые занятия в игровой форме дают большой результат. Наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания. Проблема Речевое развитие дошкольника – важнейшая из всех образовательных областей. 21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями. В начале года я выявила проблемы речевого развития детей своей группы:
В целом уровень речевого развития у детей охарактеризовала как неудовлетворительный. Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами. В процессе своей работы я решила создать максимально благоприятные условия для речевого развития детей посредством игровых технологий. Игровые технологии речевого развития можно разделить на 3 группы: (Слайд №3 — 4)
Я считаю, что одним из условий, при котором игровые технологии эффективны, является желание детей играть. Причем не по рекомендациям педагога, а самостоятельно проявляя интерес. Занятия, проходящие в игровой форме, помогают развить у ребенка такие навыки, как ловкость, наблюдательность, память и многое другое. Развивающий эффект игры заключен в ней самой. Ее образно – символический характер способствует развитию воображения, наглядно – образного и интуитивного мышления, пополнению и активации словаря, развитию речевых умений и навыков. Дети учатся оперировать символами, что является предпосылкой развития логического мышления. Эмоциональная насыщенность и личностный смысл игрового взаимодействия способствуют развитию эмоционального восприятия мира, осознанию ребенком себя как индивидуума, определению своего места среди других. Я стараюсь научить детей усваивать знания с радостью, получать удовольствие от самого процесса мышления, обучая умению задавать умные вопросы и самостоятельно искать на них ответы. Главное – не утратить детскую любознательность и способность творить, фантазировать. Учу детей быть уверенными в себе, в своей талантливости. Игры, которые я использую в своей работе многофункциональные, разносторонние и применимы по степени сложности: от простого к сложному. Учебная деятельность через игровые технологии прослеживается не только на занятиях, но и в свободной деятельности детей, индивидуальной работе, на прогулке, во время режимных моментов, в соблюдении культурно – гигиенических навыков. Одним словом, в течении всего времени пребывания ребенка в детском саду. (Слайд №5) «Игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе. Детский коллектив, не играющий, не будет детским коллективом…» Воображение развивается только в коллективе, обязательно играющем. В процессе реализации ФГОС в ДОУ игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает. Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение. Предлагаю рассмотреть несколько примеров видов игр, которые я использую в своей работе с детьми. Дидактические игры (Слайд №6-10) Дидактическая игра представляет собой игровой метод обучения детей дошкольного возраста, формой обучения, и самостоятельную игровую деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка. Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу. Дидактические игры играют важную роль в развитии речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, «назови одним словом» или «назови три предмета». Закрепление знаний детей для полноценного запоминания материала следует проводить в индивидуальной работе. Игры и экспериментирование – как элемент обучения для ребенка. (Слайд№11 — 13) Важная роль наблюдения как метода познания в дошкольном возрасте, определяется особенностями детского восприятия и мышления. Накопление дошкольниками информации, сенсорного, коммуникативного, исследовательского опыта происходит, прежде всего, в ходе непосредственного восприятия различных явлений и объектов природы, рукотворного мира, социума. Основными инструментами являются манипулирование, рассматривание и наблюдение, а итогами — представления и опыт взаимодействия с окружающим миром. Игры-имитации. (Слайд №14) На занятиях происходит имитация какого-либо события, конкретная определенная деятельность людей и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность. Для проведения игры-имитации помимо сюжета, воспитателю необходимо разработать и описать структуру события. Сюжетно — ролевые игры. (Слайд №15) Здесь отрабатывается тактика поведения, действия, конкретное выполнение функций и обязанностей определенного лица. Для проведения ролевой игры воспитатель разрабатывает модель ситуации и распределяет роли с «обязательным содержанием». Анализ проблемных ситуаций через игровые действия. (Слайд №16) Они весьма близки к «ролевой игре». Это практически «театр», но социально-психологический, где у участников отрабатывается умение прочувствовать ситуацию в коллективе, оценить и изменить состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт. Игры-упражнения. (Слайд №17) Они чаще направлены на совершенствование познавательных способностей, обучающихся в объединении, а также являются хорошим средством для развития познавательного интереса, осмысления и закрепления материала. А так же, для формирования двигательной функции ребенка, координации движений при использовании разминок, упражнений со словами. Применимы и всевозможные головоломки, викторины, кроссворды, ребусы, шарады, загадки и другое. Игры-путешествия. (Слайд №18) Эти игры можно проводить как непосредственно на занятиях, так и в процессе различных воспитательных и массовых мероприятиях. Служат они целям осмысления и закрепления материала. Активизация обучающихся в играх-путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах и ответах. Игры-путешествия носят характер географических, исторических, краеведческих «экспедиций», которые можно совершать по книгам, картам, документам, совместно с педагогом. Все они совершаются детьми в воображаемых условиях, где все действия определяются игровыми ролями: ученого, путешественника, мастера – умельца и т.д. Отличительной чертой таких игр является гибкость и активность воображения. В результате такой игры у детей рождается определенная деятельность творческого воображения. Игры-соревнования. (Слайд №19) Этот вид игры может включать в себя все вышеперечисленные виды дидактических игр или же их отдельные элементы. Для проведения этой игры обучающиеся делятся на команды и между ними идет соревнование. Особенностью данной игры является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают здесь ведущее место, а вот сотрудничество определяется конкретными задачами. Игра-соревнование позволяет педагогу в зависимости от содержания материала, вводить в игру не только занимательный материал, а довольно сложные вопросы образовательной программы. В этом и состоит основная педагогическая ценность и преимущество данной игры перед другими. Игра – это активная форма деятельности человека. Данная модель обучения с использованием педагогических игр, если сравнить ее с традиционной, является более перспективной. Занятия, проводимые по игровой методике, довольно сильно повышают интерес обучающихся к предмету и позволяют детям лучше запомнить формулировки и определения. Подвижные игры. (Слайд №20) Среди широкого разнообразия игр в формировании разносторонне — развитой личности ребенка, подвижным играм отводится важнейшее место. В подвижных играх развиваются и совершенствуются разнообразные движения в соответствии со всеми их характеристиками, активизируется память, представления, развиваются мышление, воображение. Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем, необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействуют воспитанию волевых качеств — выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями. Дети усваивают смысл игры, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей. Для усовершенствования моей работы по речевому развитию необходимо включать игры, направленные на развитие речи детей. Для этого создаются картотеки речевых игр, логопедических пятиминуток, которые размещаются в речевом центре. (Слайд №21) Таким образом, для закрепления полученных знаний и умений у детей правильно вести себя в организованной и самостоятельной игровой деятельности, я пришла к выводу, что для получения положительного результата, нам могут помочь родители. Наша работа с детьми не может быть односторонней. Поэтому, немаловажную роль играет вовлечение родителей в образовательный процесс через игровые технологии, которые могут прослеживаться в проведении консультаций, домашних заданий, открытых занятий с элементами выполнения творческих заданий в конце занятия, викторин, участия в свободной игровой деятельности вне образовательного процесса. (Слайд №22) Подводя итог выше изложенному, можно отметить «за» использование игровых технологий: (Слайд №23)
По результатам проведенной мной работы, можно сделать вывод: Игра – ведущий вид деятельности, а игровая деятельность – самое интересное, доступное для ребёнка занятие. Именно через игровую совместную деятельность детей и педагога, возможно расширять и активизировать словарь детей, формировать грамматический строй речи, познавательные способности. Свое выступление хочется закончить словами Конфуция: «Воспитатель и дети растут вместе». Следовательно, игровые технологии позволяют расти как дошкольникам, так и педагогу.
|