Организация работы в ДОУ с родителями детей с ОВЗ. |
Педагогика | |||
Автор: Витовская Виктория Ивановна Моисеева Валентина Владимировна | |||
18.04.2021 09:45 | |||
Организация работы в ДОУ с родителями детей с ОВЗ.
В работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи меняются психологический климат семьи. Существуют проблемы в эффективном взаимодействии педагогов и родителей в формировании целостной картины мира дошкольников. От участия совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. Так же и от качества работы дошкольного учреждения, в том числе и от воспитателей, зависит уровень педагогической культуры родителей.
Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума. Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, мы определили общую цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество. В нашем дошкольном учреждении с 2019 года функционирует группа комбинированного вида, в которой воспитываются дети с ОВЗ в количестве 8 человек от 3-х до 7-лет. 6 детей из них имеют задержку психического развития, 2 детей с расстройством аутистического спектра (РАС). Посещение детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в режиме полного дня. Дети занимается на всех занятиях совместно со сверстниками. При этом педагоги всегда учитывают их индивидуальные особенности. Педагог создает условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми. На занятиях игры и упражнения выбираются с учетом индивидуальных маршрутов обучения и воспитания, разработанные командой специалистов. Для детей с ОВЗ создаем специальные образовательные условия. Вся работа в детском саду строится по принципу командной работы, необходимы долгие напряженные усилия большого количества специалистов различных профилей: учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога — психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателей, врачей. Наличие такой команды специалистов разных профилей позволяет осуществлять системное воздействие, вырабатывать единые требования к коррекционно-развивающему процессу, проектировать индивидуальные образовательные маршруты и разрабатывать адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ. В процессе воспитания, обучения и социализации ребенка с ОВЗ в 2020 учебном году мы приняли совместное решение со специалистами и родителями о создании клуба «Принимаем — помогаем». Клуб организован для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и родителей нормативно — развивающих детей. В состав входят участники оздоровительного и образовательного процесса, родители (законные представители) воспитанников. Цель деятельности: всестороннее психолого-педагогическое сопровождение воспитания и развития детей с ОВЗ и нормативно-развивающих детей, посещающих учреждение. Основные задачи:
Деятельность клуба осуществляется в соответствии с годовым планом ДОУ, с учетом индивидуальных и групповых запросов родителей. Функционирование родительского клуба осуществляют специалисты ДОУ. Формы клуба групповые и подгрупповые, индивидуальные мероприятия для родителей деловые игры, соревнования, консультации, тренинги. Законы клуба: В работе клуба участвуют заинтересованные и активные родители. Учимся любить детей такими, какие они есть. Каждый участник имеет свою точку зрения. Важно и ценно для ребёнка чувствовать поддержку родителей. Вместе мы преодолеем все трудности. Родительский клуб «Принимаем — помогаем» работает по двум основным направлениям:
«За круглым столом» начинает свою работу с базовых форм взаимодействия с семьей. Была организована и проведена триаду встреч. Включение родителей в качестве равных партнеров в образовательный процесс предполагает издание специальных пособий с играми и упражнениями по проведению занятий с ребенком дома, информационных листов, памяток по оформлению документов для получения социальной помощи. Тема первой встречи «Вместе – разом, вместе – дружно»: представили особенности работы по развитию общей и мелкой моторики. Коррекция мелкой моторики рук детей важна для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия. Темы второй встречи:
Первый наш опыт в досуговой деятельности прошел через природу в начале осени. «Ох, и хорошо в лесотундре осенью». Совместно с родителями мы организовали нашим детям поход. Сколько восторгов и радости доставил этот поход. Дети любовались красотой природы, наблюдали, закрепляли знания об изменениях в природе, узнали много новых слов. Также дети собирали природный материал, который пригодится в продуктивной деятельности. Каким веселым, спортивным и удивительным получился денек. Программа нашего похода была познавательно-насыщенной, устанавливали палатку, определяли следы. Ну какой же поход без привала, дети с удовольствием доставали из своих рюкзаков приготовленные родителями бутерброды, дружно делились друг с другом. Уставшие, но счастливые дети возвращались в детский сад. В качестве формы практической работы организован мини проект в ДОУ по теме: «Юные эколята». Совместно с родителями выбрали презенты для детей «Эко карандаши» из которых вырастут настоящие растения. В продолжение данной темы была показана презентация которую с удовольствием подготовила нам родительница воспитанника «Сохраним мир от мусора», о переработке отходов. Дети примерили на себя роль созидателя и утвердились в ней: в роли спасателей они оказали помощь в проведении трудового десанта «Очистим пруд от мусора», «рассортируем мусор по контейнерам». Игры прошли на «ура!» Природа – наш друг! — эта мысль станет главным мотивом бесед с ребёнком и их родителями Создали семейный театр в группе для детей с ОВЗ – конструктивная форма взаимодействия с семьёй, объединяющая семьи, в целях развития их воспитательного потенциала при поддержке специалистов. Поставили сказки: «Колобок», «Теремок», «Репка». Что даёт семейный театр? Для родителей семейный театр – это источник новых знаний; возможность адекватного восприятия действий ребёнка; приобретение опыта совместных переживаний. Для ребёнка – это удовлетворение потребности в любви, в одобрении; овладение способами взаимодействия со сверстниками и другими взрослыми; понимание окружающего мира. Организовали дистанционные встречи по запросу родителей.
Мультидисциплинарная команда специалистов отмечает следующие позитивные результаты по отношению к детям. Попадая в инклюзивную среду и видя, как дети общаются, ребенок с ОВЗ тянется за ними, все психические процессы формируются быстрее. Благодаря инклюзии здоровый ребенок учится заботиться, оказывать внимание другим, активно развивает свои навыки коммуникации. Нормативно развивающиеся дети помогают детям с ОВЗ осваивать различные виды деятельности, тем самым совершенствуются сами. Когда дети с ОВЗ обучаются среди нормативных детей, у них появляется стимул к развитию: они хотят говорить, играть как их сверстники; они подражают здоровым детям и быстрее развиваются. В рамках инклюзивного подхода ребенок-партнер становится активным участником образовательного процесса. Его речь становится доступной для окружающих. А среди сверстников дети демонстрируют свои успехи с большой радостью, желанием быть признанным. Дети получают возможность реализовать знания, умения, навыки в своем детском коллективе. Родители получают не только теоретические знания, но и приобретают практический опыт понимания своего ребенка, умение играть с ним, создавать ему условия для дальнейшего развития и вхождения в большой мир. Родители становятся заинтересованными в вопросах, касающихся формирования личности малыша, его внутреннего мира, отношений с окружающими; исчезает страх и появляется уверенность и гордость за успехи своего ребенка. Мы получаем обратную связь от участников образовательного процесса родителей и ценим их благодарность нашему труду. Большое спасибо нашим родителям за участие, помощь в нашей совместной работе.
|