Индивидуализация образовательного и воспитательного процесса в контексте развития детей раннего возраста. |
Педагогика | |||
Автор: Николаева Августина Петровна, Макарова Эльвира Геннадьевна | |||
31.03.2021 03:12 | |||
Индивидуализация образовательного и воспитательного процесса в контексте развития детей раннего возраста. В настоящее время назрела острая необходимость перейти к современной дошкольной траектории развития ребенка — индивидуализации. В общих положениях ФГОС в пункте 1.4. — раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования:
Индивидуализация – это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы.
Процесс индивидуализации имеет глубоко личностный смысл, обладает большой персональной ценностью и начинается с момента рождения человека. Период раннего и дошкольного детства – период наиболее динамичного, яркого проявления индивидуализации. Автономность, независимость, саморегуляция и на этой основе индивидуализация образования – становятся условием, следствием и одновременно главным критерием развития личности. Когда мы задали родителям вопрос «Что такое индивидуализация?», большинство из них ответили, что индивидуализация – это коррекция недостатков в развитии детей. Оставшиеся родители считают, что индивидуализация – это развитие способностей малышей. На самом деле, индивидуализацию можно рассматривать в нескольких направлениях: Индивидуализация образования — Индивидуализация образования является одним из важнейших показателей качества дошкольного образования и условием удовлетворенности населения образовательными услугами. Она связана с такими понятиями как «индивидуальность», «индивидуальный стиль деятельности», «индивидуализация обучения», «индивидуальный подход» и др. Индивидуализация обучения — зависит от биопсихосоциальных особенностей личности, в целом, представляет собой интегральную характеристику индивидуальности. Вырабатывается самим субъектом деятельности. При возможности выбора субъект всегда действует в том стиле, который ему свойственен Индивидуальный подход — психологическая неповторимость человека, проявляющаяся в темпераменте, качествах психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), привычках, преобладающих интересах, способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д Работа в группе раннего возраста позволила определить нам следующие цели индивидуализации в работе именно с детьми раннего возраста:
Структурируя поведение и проявления детей в возрасте от 2 до 3 лет, можно условно составить «обобщенный условный портрет» ребенка.
Все эти портретные качества следует учитывать педагогам при индивидуализации педагогического процесса. В рамках индивидуализации образовательного процесса, следует помнить об особенностях осуществления познавательных процессов у детей младшего возраста. Познавательные процессы у малышей намного благоприятнее тогда, когда они находятся в безопасной принимающей (любящей) среде; когда они сами выступают его инициатором – важные познавательные процессы проходят, когда ребенок готов учиться, а не тогда, когда взрослый готов учить; когда они чувствуют себя компетентными. Маленьким детям нужно знать — то, что они делают, имеет значение, что их жест, слова или действие порождает какую-то реакцию; когда познание является результатом каждодневного опыта. Познавательный процесс у детей проходит посредством игры. Именно через игру младенец исследует мир, измеряет собственные возможности и получает новый опыт и новые ощущения. Для нас индивидуализация – это ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом. Для того, чтобы она проходила естественно, от взрослых требуется умение создавать развивающую среду, стимулирующую активность детей, время для игр и самостоятельных занятий, охраняемое взрослыми и готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны. Иными словами, группа насыщена постоянными и временными компонентами детской субкультуры, помогающими дошкольникам глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников; освоить социальные роли и взаимоотношения, партнерство, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире. Умение распознать различия в поведении детей и сильные стороны их личности позволяет воспитателю лучше понять и принять каждого ребенка; а знание различных методов индивидуализации обучения позволяет найти такой подход, который уменьшит напряжение и максимально увеличит положительный эффект взаимодействия. Внимательно наблюдая за детьми и выявляя их интересы и сильные стороны, взрослые помогают детям решать их проблемы такими путями, которые бы соответствовали их индивидуальному стилю. Таким образом, индивидуализация образовательного процесса позволяет учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанников дошкольной образовательной организации.
|