Выступление на РМО на тему: «Формы, методы, приемы с дошкольниками по профориентации воспитанников ДОУ». |
Педагогика | |||
Автор: Ахтамуллина Гульсум Махасимовна | |||
27.03.2021 07:47 | |||
Выступление на РМО на тему: «Формы, методы, приемы с дошкольниками по профориентации воспитанников ДОУ». Как живопись и музыка, так и кухня искусство. Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня – врач, завтра – банкир и даже президент. … Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем. Одна из основных задач дошкольного образования – формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Для этого очень важно у ребенка дошкольника развивать интерес к различным профессиям. Необходимо знакомить детей с профессиями, востребованными в современном обществе.
Чтобы сформировать у детей представление о том, что такое профессии, поддерживать интерес к ним, способствовать самостоятельности мышления и выбора, важно грамотно использовать методы и приемы ознакомления дошкольников с трудом взрослых. Ознакомление с трудом взрослых должно осуществляться не на уровне одной задачи, а как целостный организованный процесс. В своей работе использую разные формы, методы и приемы работы знакомства детей с трудом взрослых, учитывая их возрастные особенности. 1. Экскурсии и встречи с людьми разных профессий Наиболее действенные формы работы ознакомления детей с трудом взрослых — наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений. Вводя ребенка в мир предметов, и показывая, как они создаются взрослыми в процессе труда, провожу беседы. Например: 1) Беседа с медсестрой детского сада. Дети узнают: - чем она занимается: отмечает детей, составляет меню, делает прививки, обрабатывает раны, следит за здоровьем детей, витаминизирует пищу на кухне для детей, приносит вакцины для прививок. 2). Экскурсия в процедурный кабинет. Дети узнают: - в процедурном кабинете хранятся: бинт, вата, шприцы, термометр, таблетки, йод. Все лекарства в процедурном кабинете хранятся в холодильнике; прививки, уколы тоже делают в процедурном кабинете. Там очень чисто, стерильно. 3/ Экскурсия на кухню детского сада. Дети узнают: что нам варит повар на обед, из чего она готовит нам обед, электрическая печь, дуршлаг, половник, разделочная доска. 4. Беседа о профессии повара – кондитера. Дети узнают: что печет кондитер, какие кухонные предметы, машины, посуда используется для приготовления различных блюд. 2. Наблюдения Очень важно отобрать для наблюдений содержание труда, которое наиболее ценно в воспитательном отношении и доступно для понимания детям, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых. Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. При посещении мастерской плотника внимание детей обращают на общий порядок, тщательно продуманную работу – все инструменты разложены по ячейкам, у каждого инструмента свой домик. Взрослый может вовлечь детей в производимый им трудовой процесс, давая им посильные поручения, налаживая элементарное сотрудничество. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать. 3. Игра как средство знакомства с трудом взрослых У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра. Труд тесно связан с игрой. В игре дети отражают труд взрослых. Одним из основных видов игры, где дети знакомятся с трудом взрослых, является сюжетно – ролевая игра. Рассмотрим некоторые моменты знакомства детей с трудом взрослых, особенностями профессий с помощью сюжетно-ролевых игр. Сюжетно – ролевая игра носит самостоятельный творческий характер. Игру создают сами дети. Но сюжетно-ролевая игра требует предварительной подготовки детей. Ведь ясно, что малыши, не успевшие познакомиться со специальностью, к примеру, полицейского, не смогут разыграть роль полицейского. Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре подобие данного вида человеческой жизнедеятельности. Этот процесс условно можно представить как комплекс, состоящий из следующих составных компонентов:
- из своих собственных наблюдений за родителями, родственниками, другими взрослыми. Во время игры происходит смена ролей, это способствует повышению интереса детей к различным сторонам профессии, в которую идет игра. Одно из главных функций воспитателя в процессе игры является поддержание определенного "тонуса" игры. Она не должна стать неинтересной. Лучше прекратить игру, чем дать ей продолжится при понижении интереса ребят. В возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра в различные профессии идет с постепенным усложнением ее содержания и характера. Используя методы, приемы я совместно с детьми и с родителями создали условия для игры. Приготовили атрибуты для сюжетно — ролевой игры. Связали и сшили кондитерские изделия, приобрели кухонный инвентарь. обыграем сюжет. Играть интересно, интересно ходить по гостям, приглашать в гости, отмечать дни рождения. Во время игры дети не только развлекаются, но и развиваются. Театрализованная игра – игра, в которой дети обыгрывают сюжет из литературного источника. Своеобразие данного вида игр заключается в том, что дети берут роли и воспроизводят их в той последовательности, в какой они даны в произведении. Это творческая игра, так как ребенок передает образ по- своему. Структура сюжетно – ролевой игры и игры – драматизации сходна. Отличие заключается лишь в том, что в сюжетно ролевой игре сюжет из жизни, а в театрализованной – из книжки. Требования к литературному произведению для драматизации:
С целью знакомства детей с профессиями и деятельностью взрослых для драматизации подбираются небольшие произведения. Дидактическая игра – игра обучающая. Значение дидактических игр – способствовать усвоению, укреплению у детей знаний, умений, развитие умственных способностей. Содержанием дидактической игры является окружающая действительность, то есть, природа, люди, их взаимоотношения, труд. Например: "Кафе", "Что кому нужно для работы". В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных вида:
Для решения дидактической задачи – знакомство с профессиями взрослых, используют такие игры с предметами: "Собери набор парикмахера" (игрушечные ножницы, расчески, фен, лак, бигуди – дети выбирают из множества разнообразных предметов). "Строитель" (из множества предметов дети выбирают те, что можно увидеть на стройке – игрушечные – кирпичик, кран, трактор). Также дети взаимодействуют с куклами, на которых одежды людей разных профессий. Играя с ними, дети анализируют, и делают выводы для чего человеку той или иной профессии нужен данный вид одежды. Например: Зачем строителю каска? Повару фартук и колпак? 2) Виды настольно – печатных игр:
Они построены на словах и действиях играющих. Описывают предметы, отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным признакам. Мы, педагоги, готовим детей к тому, чтобы они в свое время могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Мы педагоги должны владеть всеми современными инновационными педагогическими технологиями, уверенный в эффективности применениях их в практике своей работы, умеющий импровизировать, творить, обучать и воспитывать. Желаем вам успехов в работе. Вывод: В результате проделанной работы дети называют профессии людей, объясняет их назначение. Называет основные трудовые процессы, предметы, необходимые для работы. Если мы начнем говорить о ценности труда и профессий с дошкольного детства, то, возможно, наши дети с гордостью будут рассказывать о том, что папа работает электриком, или инженером, или работает трактористом, или строит, мама учит детей или шьет модные костюмы. А вопрос, кем быть, их не застанет врасплох. Спасибо за внимание!
|