Статья «Влияние сюжетно – ролевой игры на социальное становление личности ребенка – дошкольника» |
Педагогика | |||
Автор: Булыгина Елена Сергеевна | |||
21.03.2021 07:04 | |||
Статья «Влияние сюжетно – ролевой игры на социальное становление личности ребенка – дошкольника» Аннотация. В статье рассматривается развивающее значение сюжетно – ролевой игры в контексте социального становления личности ребенка — дошкольника. Акцентируется внимание на организаторской роли воспитателя в этом процессе. Ключевые слова: ФГОС, сюжетно – ролевая игра, социализация. Если бы вам предложили представить себе ребенка, который бы не любил играть, смогли бы вы это сделать? Конечно же нет. Ребенок и игра неразрывно связаны друг с другом. К тому же, играя, ребенок не только развлекается, но и активно познает окружающую действительность. Благодаря этому, игра давно зарекомендовала себя в качестве важнейшего средства воспитания и обучения. Существует огромное количество разновидностей игр. Настоящая статья акцентирует внимание на сюжетно – ролевой игре и ее влиянии на социальное становление личности ребенка – дошкольника.
Что же являет собой сюжетно – ролевая игра? По своей сути это искусственное воссоздание условий, отражающих распространенные жизненные ситуации. На старший дошкольный возраст приходится активное усвоение социальных норм и правил поведения. Высокие темпы личностного и психического развития детей на данном возрастном этапе, их открытость создают необходимую базу для вступления в жизнь общества. Зачастую мы сталкиваемся с тем, что взрослые, находящиеся в ближайшем окружении ребенка, не могут адекватно оценить возможности периода дошкольного детства. По — настоящему серьезные требования к овладению ребенком социальными нормами имеют место лишь с началом школьного обучения, по этой причине родители дошкольников не видят необходимости создания особых условий для социального развития детей. В приоритете остается интеллектуальное развитие ребенка, подготовка его к обучению в школе, в связи с чем социализация дошкольников имеет стихийных характер. Однако первые стереотипы социально грамотного поведения создаются уже в старшем дошкольном возрасте. В это же время начинает формироваться индивидуальный стиль поведения будущей личности, устанавливаются привычки, складывается характер, зарождаются навыки правильного поведения. Ребенок – дошкольник раз за разом открывает для себя мир человеческих отношений, знакомится с разными видами деятельности, знакомится с общественными функциями людей. Логично предположить, что постепенно у него возникает желание принять участие во взрослой жизни, стать частью ее, принимать в ней активное участие, однако таких возможностей у него нет. Одновременно он хочет быть и самостоятельным. Следствием данного противоречия становится сюжетно — ролевая игра, участие в которой дает возможность ее участникам принимать на себя определенные роли, создавать и реализовать различные сюжеты. Именно здесь ребенок имеет возможность воспроизвести все свои впечатления от увиденного в мире взрослых. Практика последних лет показывает, что дети стали гораздо меньше играть, особенно в сюжетно-ролевые игры. Объясняется это в первую очередь тем, что дети интеллектуально очень загруженны. Почему же так важно уделять вниманию развитию сюжетно – ролевой игры у дошкольников? Дело в том, что такая игра не просто отображает, она моделирует социально значимые ситуации. Игровая модель позволяет выделить самые важные отношения и опустить второстепенные. Благодаря этому дети и постигают смысл человеческих отношений. Сюжетно — ролевая игра — это свободный вид совместной деятельности детей. Дети объединяются друг с другом по собственной инициативе, самостоятельно осуществляют выбор сюжета игры, учатся распределять роли и атрибуты, планируют и развивают содержательную часть игры. Как правило, в основу сюжета игры и ее содержания ложатся события окружающего мира, отражающие наиболее эмоциональные моменты жизни. В ходе игры происходит активное моделирование и замещение реальных явлений действительности вымышленными. В игре приветствуется применение предметов – заместителей, позволяющих развивать воображение и творчество воспитанников. Особенностью сюжетно – ролевых игр является и непосредственный обмен детей опытом друг с другом. И это обоснованно, ведь каждый отдельный ребенок обладает довольно ограниченным кругом действий, выполняемых взрослыми. Играя, дети перенимают друг у друга имеющиеся знания. Сюжетно — ролевая игра представляет идеальные возможности для приобретения детьми социальных навыков. Каждый раз дети оттачивают свой социальный опыт, учатся взаимодействовать с другими людьми, что формирует у них умение налаживать контакт со сверстниками в других видах деятельности. Кроме того, в процессе сюжетно — ролевой игры у ребенка развивается память, оттачивается координация движений, формируются новые знания. Можно сделать вывод о том, что данная разновидность игры активно содействует социализации дошкольников, обогащает их жизненный опыт, подготавливает базу для успешной жизни и деятельности в реальности. Конечно, ведущую роль в организации сюжетно – ролевой игры играет педагог, ведь от грамотного руководства игрой зависит ее педагогическая составляющая. Приоритетным направлением является наличие в игре творческого компонента: включение в игру как можно большего количества ролей, желательно из разных сфер социальной жизни, использование идей знакомых художественной произведений, поиск идеального сочетания вымышленных и реальных персонажей. Разыгрывая ту или иную роль, дошкольник вполне обоснованно становится социально — значимым лицом, упражняется в выстраивании общения с представителями других социально – значимых ролей, пробует разные стили общения, учится разрешать конфликты мирным путем. Немаловажным является и грамотное оснащение развивающей предметно – пространственной среды в группе ДОО, ведь уровень проявления детской инициативы зависит именно от ее наполнения. Поддержать интерес воспитанников к игре поможет своевременное пополнение и обновление центра сюжетно – ролевой игры. В основу наполнения центра могут быть положены интересы воспитанников к той или иной теме, сезонность, лексическая тема, актуальные события современной жизни. На основании требований ФГОС ДО целесообразно оборудовать и гендерные центры с учетом предпочтений девочек и мальчиков. Подводя итоги, хочется отметить, что дошкольное детство – это тот самый период, когда закладывается фундамент моральных качеств личности, формируется эмоционально-волевая сфера, расширяется коммуникативный опыт, идет активное становление речи. И именно в этот отрезок времени необходима помощь грамотно организованной сюжетно – ролевой игры. Следует отметить, что сюжетно-ролевая игра имеет образовательное значение тогда, когда она достигает достаточно высокой степени развития у воспитанников. А для этого требуется ее систематическое включение в воспитательно – образовательный процесс. Список информационных ресурсов
|