Использование современных методов работы по профессиональному самоопределению дошкольников: из опыта работы |
Педагогика | |||
Автор: Гаврилова Марина Анатольевна | |||
07.03.2021 23:31 | |||
Использование современных методов работы по профессиональному самоопределению дошкольников: из опыта работы Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования меняет подход к образовательной деятельности дошкольников и требует использования современных образовательных технологий. В своей работе со старшими дошкольниками мы активно применяем такие технологии как проектный метод, квест-технологии, создание лэпбуков. Проектный метод В этом году мы с детьми реализовали краткосрочный исследовательско-творческий проект "Такие интересные разные профессии". Участниками проекта стали дети подготовительной группы, родители и воспитатели. Были поставлены такие цели проекта как знакомство с профессиональной деятельностью взрослых и создание условий для совместной деятельности детей и родителей. Задачи, которые ставились для достижения целей — это расширять представления детей о профессиях взрослых, используемых орудиях труда и трудовых действиях; организовать условия для совместной деятельности детей и родителей; развивать познавательную активность и воспитывать уважительное отношение к людям труда.
Идея этого проекта возникла неслучайно. На занятиях, посвященных теме "профессии" нами было отмечено, что дети знакомы, в основном, с теми профессиями, с которыми они часто сталкиваются в жизни — продавец, учитель, парикмахер, повар и т.д. И когда на занятии, я, с целью расширения кругозора, познакомила детей с профессией дегустатора шоколада им стало интересно, а какие есть еще профессии. Так детям было предложено выбрать тему какой-либо интересной профессии вместе с родителями, подготовить о ней книжку-малышку и познакомить с ней остальных детей. Мы проговорили с детьми, где можно найти информацию о профессиях: прочитать в книге, спросить у взрослых, посмотреть в Интернете. Результатом нашего проекта стали презентация книжек-малышек об интересных профессиях и создание в группе мини-библиотечки "Эти интересные разные профессии". Квест-технология Прародителями квестов являются компьютерные игры, где игрокам приходится решать головоломки, преодолевать препятствия, чтобы их компьютерный герой дошел до конца игры. В дальнейшем компьютерные квесты перешли в реальную жизнь. "Реальные" квесты стали активно использоваться в образовании. Образовательный квест — новая образовательная технология, которая еще только начинает входить в воспитательно-образовательный процесс дошкольников. Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровой, занимательной форме позволяет познакомить детей с новой информацией, способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. Квест — это игра, в которой игрокам необходимо искать различные предметы, находить им применение, общаться с игровыми персонажами, решать головоломки и т.д. Изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения мотивации к познанию. Нами была разработан и проведен квест "Приключения в Мастерграде" с детьми подготовительной группы. Сюжет игры заключался в том, что дети попадают в город Мастерград, где к ним за помощью обращается Главный Мастер. Злой маг Лентяйникус похитил орудия труда жителей города и спрятал их в сундуке. Никто не может открыть этот сундук без ключа. Главный Мастер просит детей отыскать ключ и вернуть орудия труда жителям города. Дети проходят по маршруту, который указан на карте, выполняют различные задания, темы которых связаны с профессиями. В конце игры дети получают ключ и возвращают орудия труда жителям города. Лэпбук Лэпбук в переводе с английского "книжка на коленях". Лэпбук представляет собой самодельную папку с кармашками, окошками, конвертиками, подвижными деталями. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Работа с лэпбуком поможет закрепить и систематизировать изученный материал. На тематической неделе "Город мастеров. Профессии" в каждой группе был создан свой лэпбук. С ними вы можете познакомиться в перерыве. На одном из них я хотела бы остановиться поподробнее. В лэпбук "Город профессий" включены 11 развивающих элементов:
Задания и методические рекомендации: 1. Кармашек «Карточки профессий» — способствует знакомству с внешним видом людей разных профессий, расширению кругозора, развитию логического мышления и памяти. Задание ребенку: Рассмотреть карточки, найти на каждой характерные именно для названной профессии элементы, использовать карточки как материал в играх и занятиях по теме «профессии». Примеры игр с карточками: Игра «Данетки». Разложите по столу карточки (начинайте с небольшого количества) и загадайте какую-нибудь одну из них. Второй игрок должен отгадать ее. Для этого он может задавать вопросы как по рисунку на карточках (например, на картинке человек с черными волосами?), так и по самой профессии (например, этот человек работает с техникой?) Но ответы на вопросы могут быть только «да» или «нет». Считайте количество вопросов – чем их меньше было задано, тем лучше. Сортировка: Предложите ребенку выбрать из всех карточек только те, которые удовлетворяют условию (например, всех, кто одет в спецодежду). Другой вариант: попросите ребенка отобрать только карточки с женщинами или только те, названия профессий на которых содержит букву «Н» и т.п. Придумывайте разные условия для группировки. Игра «Кого нет?». Игра на тренировку памяти. Перед игроком выложите ряд из карточек (начинайте с небольшого количества). Пусть он в течение минуты смотрит и запоминает их. Потом попросите игрока отвернуться и уберите какую-нибудь карточку. Пусть игрок отгадает, какой не стало. Мемори. Играть в игру Мемори (парочки), используя парные карточки, найденные при выполнении задания 2 2. Кармашек «Кому что нужно» — способствует знакомству с атрибутами труда людей разных профессий, расширению кругозора, развитию логического мышления и памяти. Задание ребенку: Рассмотреть карточки с изображением предметов. Назвать, в какой профессии эти предметы нужны? Для чего они служат? Попросите продемонстрировать, как этими предметами пользоваться (пантомимой). Назвать, какие еще предметы можно использовать в этой профессии? Подобрать к каждой карточке с предметами парную к ней картинку с изображением человека этой профессии (из кармашка «карточки профессий»). Применяя получившиеся пары можно поиграть в настольную игру «Мемори» ( «парочки»). 3. Раскладушка «Карта города профессий» — знакомит детей с классификацией профессий, способствует умению выделять объекты труда. Задание ребенку: Изучить карту, рассортировать карточки профессий по соответствующим «городам». Назвать свои примеры профессий и написать их на карте (если умеет писать) в специально отведенных местах. 4. Раскладушка «Рассказ о профессии» — способствует ранней профориентации ребенка, развитию связной речи, обогащает словарный запас по теме. Задание ребенку: Выбрать любую профессию, о которой он хочет рассказать (например, ту, кем он хочет стать, когда вырастет). Нарисовать рисунок об этой профессии и наклеить его в рамку на обложке. Написать название профессии (если умеет, или попросить взрослых). Устно составить рассказ о своей профессии, используя вопросы, приведенные внутри раскладушки (вопросы зачитывает взрослый). 5. Конвертик «Спецодежда» — знакомит ребенка с понятием "спецодежда" и ее назначением, способствует развитию мелкой моторики. Задание ребенку: Вырезать бумажную куклу и одежды для нее. Подумать и сказать, для чего служит та или иная спецодежда. Нарисовать и вырезать бумажные одежды для куклы, изображающие спецодежду каких-нибудь других профессий. Использовать бумажную куклу в играх на тему «профессии». 6. Вращающийся круг «Кто здесь работает?» — знакомит ребенка с работой различных предприятий и учреждений, расширяет кругозор по теме "профессии", учит получать информацию из дополнительных источников, развивает речь. Задание ребенку: с помощью взрослых, используя материалы интернета и дополнительной литературы (книги, энциклопедии), познакомиться с организацией работы изображенных предприятий и учреждений, узнать кто там работает и чем они занимаются. После этого можно поиграть в игру: один игрок крутит стрелочку, второй рассказывает о том, кто работает на выбранном месте работы. Потом роли меняются. Другой вариант игры – более сложный, в нем применяется игральный кубик. Правила игры с кубиком: Понадобится игральный кубик и фишки по количеству игроков. Игрок бросает кубик и переставляет свою фишку по делениям круга на нужное количество шагов. Остановившись на какой-то картинке, игрок должен назвать одну профессию человека, который здесь работает. За это он получает один балл. Если не может назвать – то получает 0 баллов. После этого ход переходит ко второму игроку. Названия профессий не должны повторяться. Например, если по попадании фишки на поле «школа» кто-то уже называл профессию «учитель», то игрок должен назвать другую (директор, завуч и т.д.). Игра идет до 20 очков. 7. Книжка-гармошка «Угадай профессию» (загадки) — развивает мышление. Задание ребенку: Прочитать (или послушать) загадки и отгадать профессию. 8. Мини-книжка «Стихи о профессиях» — способствует развитию речи, знакомству с профессиями Задание ребенку: Прочитать (или послушать) стихотворения. Выучить наизусть понравившееся. 9. Мини-книжка «Раскраска» — способствует развитию мелкой моторики и фантазии Задание ребенку: На место круга-головы наклеить фотографию своего лица (или просто рисунок лица человечка). И раскрасить на каждой страничке тело. Перелистывая страницы будет получаться, что человечек переодевается в костюмы разных профессий. На последних страничках нарисовать свой собственный рисунок к любой профессии. 10. Мини-книжки «Кто?» и «Что делает?» — развивает умение подбирать глаголы для обозначения трудовых действий. Задание ребенку: Перелистывая странички мини-книжек, составлять пары кто и что делает. Например, «доктор-лечит», «водитель-рулит» и т.д. Поиграть в «веселую путаницу»: Намеренно составлять неправильные пары «повар-играет» и т.п. 11. Мини-книжка "История профессий"- знакомит детей с историей появления отдельных профессий, учить находить нужную информацию, развивает речь, обогащает словарный запас. Задание ребенку: Изучить информацию в книжке и познакомиться с приведенным примером. На последнем листке книжки записать свой пример развития любой профессии, узнав ее историю из энциклопедии или интернета.
|