Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование современных методов работы по профессиональному самоопределению дошкольников: из опыта работы
Педагогика
Автор: Гаврилова Марина Анатольевна   
07.03.2021 23:31

Использование современных методов работы по профессиональному самоопределению дошкольников: из опыта работыИспользование современных методов работы по профессиональному самоопределению дошкольников: из опыта работы

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования меняет подход к образовательной деятельности дошкольников и требует использования современных образовательных технологий.

В своей работе со старшими дошкольниками мы активно применяем такие технологии как проектный метод, квест-технологии, создание лэпбуков.

Проектный метод

В этом году мы с детьми реализовали краткосрочный исследовательско-творческий проект "Такие интересные разные профессии". Участниками проекта стали дети подготовительной группы, родители и воспитатели. Были поставлены такие цели проекта как знакомство с профессиональной деятельностью взрослых и создание условий для совместной деятельности детей и родителей. Задачи, которые ставились для достижения целей — это расширять представления детей о профессиях взрослых, используемых орудиях труда и трудовых действиях; организовать условия для совместной деятельности детей и родителей; развивать познавательную активность и воспитывать уважительное отношение к людям труда.

 

Идея этого проекта возникла неслучайно. На занятиях, посвященных теме "профессии" нами было отмечено, что дети знакомы, в основном, с теми профессиями, с которыми они часто сталкиваются в жизни — продавец, учитель, парикмахер, повар и т.д. И когда на занятии, я, с целью расширения кругозора, познакомила детей с профессией дегустатора шоколада им стало интересно, а какие есть еще профессии.

Так детям было предложено выбрать тему какой-либо интересной профессии вместе с родителями, подготовить о ней книжку-малышку и познакомить с ней остальных детей. Мы проговорили с детьми, где можно найти информацию о профессиях: прочитать в книге, спросить у взрослых, посмотреть в Интернете.

Результатом нашего проекта стали презентация книжек-малышек об интересных профессиях и создание в группе мини-библиотечки "Эти интересные разные профессии".

Квест-технология

Прародителями квестов являются компьютерные игры, где игрокам приходится решать головоломки, преодолевать препятствия, чтобы их компьютерный герой дошел до конца игры. В дальнейшем компьютерные квесты перешли в реальную жизнь.

"Реальные" квесты стали активно использоваться в образовании.

Образовательный квест — новая образовательная технология, которая еще только начинает входить в воспитательно-образовательный процесс дошкольников.

Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровой, занимательной форме позволяет познакомить детей с новой информацией, способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.

Квест — это игра, в которой игрокам необходимо искать различные предметы, находить им применение, общаться с игровыми персонажами, решать головоломки и т.д. Изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения мотивации к познанию.

Нами была разработан и проведен квест "Приключения в Мастерграде" с детьми подготовительной группы. Сюжет игры заключался в том, что дети попадают в город Мастерград, где к ним за помощью обращается Главный Мастер. Злой маг Лентяйникус похитил орудия труда жителей города и спрятал их в сундуке. Никто не может открыть этот сундук без ключа. Главный Мастер просит детей отыскать ключ и вернуть орудия труда жителям города. Дети проходят по маршруту, который указан на карте, выполняют различные задания, темы которых связаны с профессиями. В конце игры дети получают ключ и возвращают орудия труда жителям города.

Лэпбук

Лэпбук в переводе с английского "книжка на коленях". Лэпбук представляет собой самодельную папку с кармашками, окошками, конвертиками, подвижными деталями. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.

Работа с лэпбуком поможет закрепить и систематизировать изученный материал.

На тематической неделе "Город мастеров. Профессии" в каждой группе был создан свой лэпбук. С ними вы можете познакомиться в перерыве. На одном из них я хотела бы остановиться поподробнее.

В лэпбук "Город профессий" включены 11 развивающих элементов:

  • кармашек «Карточки профессий»
  • кармашек «Кому что нужно» с карточками атрибутов профессий
  • раскладушка «Карта города профессий»
  • раскладушка «Рассказ о профессии»
  • конвертик «Спецодежда» с бумажным человечком и одеждой для него
  • вращающийся круг «Кто здесь работает?»
  • книжка-гармошка «Угадай профессию» (загадки)
  • мини-книжка «Стихи о профессиях»
  • мини-книжка «Раскраска»
  • мини-книжки «Кто?» и «Что делает?»
  • мини-книжка «История профессий»

Задания и методические рекомендации:

1. Кармашек «Карточки профессий» — способствует знакомству с внешним видом людей разных профессий, расширению кругозора, развитию логического мышления и памяти.

Задание ребенку: Рассмотреть карточки, найти на каждой характерные именно для названной профессии элементы, использовать карточки как материал в играх и занятиях по теме «профессии».

Примеры игр с карточками:

Игра «Данетки». Разложите по столу карточки (начинайте с небольшого количества) и загадайте какую-нибудь одну из них. Второй игрок должен отгадать ее. Для этого он может задавать вопросы как по рисунку на карточках (например, на картинке человек с черными волосами?), так и по самой профессии (например, этот человек работает с техникой?) Но ответы на вопросы могут быть только «да» или «нет». Считайте количество вопросов – чем их меньше было задано, тем лучше. Сортировка: Предложите ребенку выбрать из всех карточек только те, которые удовлетворяют условию (например, всех, кто одет в спецодежду). Другой вариант: попросите ребенка отобрать только карточки с женщинами или только те, названия профессий на которых содержит букву «Н» и т.п. Придумывайте разные условия для группировки. Игра «Кого нет?». Игра на тренировку памяти. Перед игроком выложите ряд из карточек (начинайте с небольшого количества). Пусть он в течение минуты смотрит и запоминает их. Потом попросите игрока отвернуться и уберите какую-нибудь карточку. Пусть игрок отгадает, какой не стало. Мемори. Играть в игру Мемори (парочки), используя парные карточки, найденные при выполнении задания 2

2. Кармашек «Кому что нужно» — способствует знакомству с атрибутами труда людей разных профессий, расширению кругозора, развитию логического мышления и памяти.

Задание ребенку: Рассмотреть карточки с изображением предметов. Назвать, в какой профессии эти предметы нужны? Для чего они служат? Попросите продемонстрировать, как этими предметами пользоваться (пантомимой). Назвать, какие еще предметы можно использовать в этой профессии? Подобрать к каждой карточке с предметами парную к ней картинку с изображением человека этой профессии (из кармашка «карточки профессий»). Применяя получившиеся пары можно поиграть в настольную игру «Мемори» ( «парочки»).

3. Раскладушка «Карта города профессий» — знакомит детей с классификацией профессий, способствует умению выделять объекты труда.

Задание ребенку: Изучить карту, рассортировать карточки профессий по соответствующим «городам». Назвать свои примеры профессий и написать их на карте (если умеет писать) в специально отведенных местах.

4. Раскладушка «Рассказ о профессии» — способствует ранней профориентации ребенка, развитию связной речи, обогащает словарный запас по теме.

Задание ребенку: Выбрать любую профессию, о которой он хочет рассказать (например, ту, кем он хочет стать, когда вырастет). Нарисовать рисунок об этой профессии и наклеить его в рамку на обложке. Написать название профессии (если умеет, или попросить взрослых). Устно составить рассказ о своей профессии, используя вопросы, приведенные внутри раскладушки (вопросы зачитывает взрослый).

5. Конвертик «Спецодежда» — знакомит ребенка с понятием "спецодежда" и ее назначением, способствует развитию мелкой моторики.

Задание ребенку: Вырезать бумажную куклу и одежды для нее. Подумать и сказать, для чего служит та или иная спецодежда. Нарисовать и вырезать бумажные одежды для куклы, изображающие спецодежду каких-нибудь других профессий. Использовать бумажную куклу в играх на тему «профессии».

6. Вращающийся круг «Кто здесь работает?» — знакомит ребенка с работой различных предприятий и учреждений, расширяет кругозор по теме "профессии", учит получать информацию из дополнительных источников, развивает речь.

Задание ребенку: с помощью взрослых, используя материалы интернета и дополнительной литературы (книги, энциклопедии), познакомиться с организацией работы изображенных предприятий и учреждений, узнать кто там работает и чем они занимаются. После этого можно поиграть в игру: один игрок крутит стрелочку, второй рассказывает о том, кто работает на выбранном месте работы. Потом роли меняются. Другой вариант игры – более сложный, в нем применяется игральный кубик. Правила игры с кубиком: Понадобится игральный кубик и фишки по количеству игроков. Игрок бросает кубик и переставляет свою фишку по делениям круга на нужное количество шагов. Остановившись на какой-то картинке, игрок должен назвать одну профессию человека, который здесь работает. За это он получает один балл. Если не может назвать – то получает 0 баллов. После этого ход переходит ко второму игроку. Названия профессий не должны повторяться. Например, если по попадании фишки на поле «школа» кто-то уже называл профессию «учитель», то игрок должен назвать другую (директор, завуч и т.д.). Игра идет до 20 очков.

7. Книжка-гармошка «Угадай профессию» (загадки) — развивает мышление.

Задание ребенку: Прочитать (или послушать) загадки и отгадать профессию.

8. Мини-книжка «Стихи о профессиях» — способствует развитию речи, знакомству с профессиями

Задание ребенку: Прочитать (или послушать) стихотворения. Выучить наизусть понравившееся.

9. Мини-книжка «Раскраска» — способствует развитию мелкой моторики и фантазии

Задание ребенку: На место круга-головы наклеить фотографию своего лица (или просто рисунок лица человечка). И раскрасить на каждой страничке тело. Перелистывая страницы будет получаться, что человечек переодевается в костюмы разных профессий. На последних страничках нарисовать свой собственный рисунок к любой профессии.

10. Мини-книжки «Кто?» и «Что делает?» — развивает умение подбирать глаголы для обозначения трудовых действий.

Задание ребенку: Перелистывая странички мини-книжек, составлять пары кто и что делает. Например, «доктор-лечит», «водитель-рулит» и т.д. Поиграть в «веселую путаницу»: Намеренно составлять неправильные пары «повар-играет» и т.п.

11. Мини-книжка "История профессий"- знакомит детей с историей появления отдельных профессий, учить находить нужную информацию, развивает речь, обогащает словарный запас.

Задание ребенку: Изучить информацию в книжке и познакомиться с приведенным примером. На последнем листке книжки записать свой пример развития любой профессии, узнав ее историю из энциклопедии или интернета.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год