Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Особенности предметно-развивающей среды для детей с особыми образовательными потребностям»
Педагогика
Автор: Русакова Татьяна Витальевна   
06.03.2021 18:00

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Особенности предметно-развивающей среды для детей с особыми образовательными потребностям»МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Особенности предметно-развивающей среды для детей с особыми образовательными потребностям»

(из опыта работы)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №16» г. Усинска, 2021

Авторский коллектив:

  • Русакова Т.В., старший воспитатель
  • Дуркина М.В., учитель-логопед
  • Шулакова Н.В., педагог-психолог
  • Орпаева Н.П., учитель-дефектолог
  • Шилкина Е.П., инструктор по ФК
  • Югай Н.В., музыкальный руководитель
  • Новикова Е.М., воспитатель комбинированной группы
  • Мурзанаева Е.А., воспитатель комбинированной группы
  • Зосим С.Л., воспитатель группы компенсирующей направленности
  • Бузулукова В.Л., воспитатель группы компенсирующей направленности

Введение:

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить — развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…

 

Е. И. Тихеева

 

Скачать конспект

Каждый человек сам по себе яркая индивидуальность, непохожая на других и идущая по своему собственному пути развития. А что же тогда говорить о людях, имеющих некоторые физические отклонения. Их путь развития существенно отличается от других. К примеру, люди с плохим зрением или слухом воспринимают этот мир совершенно по -другому.

Большинство детей с различными особенностями развития раньше переводились из массовых садов в сады компенсирующего вида, где с ними работали специалисты по коррекционному обучению. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» №273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) дети с особыми образовательными потребностями имеют равные со всеми права на образование. На сегодняшний день в любое образовательное учреждение может прийти ребенок с особыми образовательными потребностями. И тогда образовательное учреждение должно создать специальные образовательные условия, связанные с необходимостью и возможностью образования этих детей. Образование детей особыми образовательными потребностями предусматривает создание для них специальной коррекционно – развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для образования.

С точки зрения Л.С. Выготского, дефект находится не на стороне ребенка, а на стороне социальных условий, которые не позволяют ему преодолеть препятствия и использовать те ресурсы, которые у него имеются для реализации возможностей. Изменение, улучшение и обогащение предметно-пространственной развивающей среды (далее-ППРС), является одним из эффективных условий реализации образовательного процесса ребенка с особыми образовательными потребностями.

Вопрос организации ППРС на сегодняшний день стоит особо актуально. В положении о ФГОС ДО выделен раздел III пункт 3.2. 2. и п. 3.4. 4. по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с особыми образовательными потребностями.

Организация жизнедеятельности детей с отклонениями в развитии во многом зависит от того, насколько целесообразно создана предметная среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором коррекционно-компенсаторного преодоления недостаточности психофизического развития детей. Процесс преобразования содержания педагогического процесса не может быть оторван от той развивающей среды, в которой он должен воплощаться.

Внимательно наблюдая за воспитанниками, за каждым ребенком, педагоги группы должны вдумчиво и рационально организовать развивающее пространство своей группы. Также важно при формировании предметно-развивающей среды учитывать принципы её построения, рекомендованные Федеральными государственными образовательными стандартами. Организация развивающей среды в ОУ с учетом ФГОС ДО должна строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Все части пространства, в зависимости от конкретных задач момента, должны обладать возможностью изменяться по объему — сжиматься и расширяться, то есть иметь подвижные, трансформируемые границы, иметь возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, наличие в группе различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическая сменяемость игрового материала, Игры, пособия должны находится в свободном доступе для детей. Форма и дизайн предметов должна соответствовать нормам безопасности, а также возрасту детей группы.

При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с особыми образовательными потребностями учитываются следующие принципы:

  1. Принцип развития — взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
  2. принцип природособразности воспитания — соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с особыми образовательными потребностями понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
  3. Принцип психологической комфортности — создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с особыми образовательными потребностями; обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия».
  4. Принцип взаимодействия — установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); — воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
  5. Принцип доверительного сотрудничества — отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве;
  6. Принцип обучения деятельности — обучение умению ставить цели и реализовывать их в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
  7. Принцип здоровьесберегающий — забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.
  8. Особенности контингента воспитанников ДОУ с особыми образовательными потребностями

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №16» г. Усинска обеспечивает помощь семье в воспитании детей дошкольного возраста, оздоровлении и коррекции недостатков в развитии детей, в охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей детей. Вся работа в ДОУ проводится с учётом обеспечения права семьи на оказание ей помощи в воспитании и образовании детей дошкольного возраста на основе реализации ФГОС ДО и приоритетных направлений образовательной деятельности дошкольного учреждения.

МАДОУ «Д С КВ №16» Усинска посещают дети с 1года 6 мес. до прекращение образовательных отношений, имеющие нормативное развитие, а также дети с особыми образовательными потребностями: дети с амблиопией и косоглазием, дети с тяжелыми нарушения речи (далее –ТНР), с умственной отсталостью (далее-УО), с задержкой психического развития (далее-ЗПР).

В настоящее время дошкольную образовательную организацию (далее – ДОО) посещают 213 детей; из них детей с нормативным развитием -183; с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) – 22 ребенка; детей с инвалидностью – 8. Все воспитанники с особыми образовательными потребностями имеют направления и рекомендации территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК) и рекомендации ППк детского сада. Вся деятельность в отношении этой категории детей в ДОУ строится с учётом имеющейся у них патологии и индивидуальных особенностей.

Предметом деятельности учреждения (в соответствии с Уставом ДОУ) является образовательная деятельность по образовательной программе дошкольного образования, разработанной и утверждённой МАДОУ «ДС КВ №16» г. Усинска в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования.

Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями определяются адаптированными образовательными программами: «Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с амблиопией и косоглазием МАДОУ «ДС КВ №16» г. Усинска», «Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушения речи МАДОУ «ДС КВ №16» г. Усинска», «Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития МАДОУ «ДС КВ №16» г. Усинска», «Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МАДОУ «ДС КВ №16» г. Усинска», а для детей с инвалидностью также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Получение детьми с особыми образовательными потребностями образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Образовательная организация должна стать для таких детей комфортной и безопасной средой, где каждый сможет найти свое место и раскрыть свои способности. Конечно, для детей данной категории необходимо создание специальных условий обучения с привлечением узких специалистов (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по ФК).

В данной разработке представлены находки педагогов МАДОУ «ДС КВ №16» г. Усинска в организации ППРС для детей с особыми образовательными потребностями.

2 «Говорящая стена» в группе комбинированной направленности

В настоящее время в группу комбинированной направленности включены дети с различными нарушениями в развитии (с нарушениями речи, интеллекта, с задержкой психического развития).

При создании развивающей предметной среды в комбинированной группе с одной стороны необходимо сохранение общепедагогических требований, а с другой важно учитывать особенности детей с проблемами в развитии: структуру первичного дефекта, степень его выраженности, характер и особенности психофизического развития (сенсомоторного, зрительного, осязательного, слухового, двигательно-моторного, зрительно-пространственного).

Один из классиков отечественной педагогики утверждал, что «воспитывает все»: и люди, и книги, и понятия. В дошкольных образовательных учреждениях могут воспитывать и стены. Правильно организованная ППРС в группе предоставляет каждому ребёнку познать что-то новое и интересное, получит необходимую информацию не зависимо от его индивидуальных, физических и психических особенностей.

Всем известно, что в детском саду дети проводят большую часть времени. Здесь они общаются, играют, исследуют и познают. Развивающая среда — это уникальный инструмент, позволяющий совершенно необычным образом изменить групповое помещение дошкольного учреждения. Поэтому работая в разновозрастной группе комбинированной направленности, педагоги постарались организовать ППРС таким образом, чтобы она отвечала потребностям и интересам детей с особыми образовательными потребностями, предоставляла им свободу для получения опыта и знаний.

Одним из элементов ППРС в группе является технология «говорящей стены» (рис. 1)

Рис. 1

Ее суть заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет право выбора планировать свою деятельность и конструктивно использовать информационный ресурс. Развивающая стена – способ организовать самостоятельную деятельность детей. Благодаря «говорящей» стене дети знают, что и где расположено в нашей группе, что, безусловно, помогает им чувствовать себя свободно и комфортно, они могут воплощать все задуманные идеи.

«Говорящая стена» рассказывает об интересах и приоритетах воспитанников в выборе вида и содержания деятельности. Это помогает эффективно планировать дальнейшее взаимодействие с детьми, а также индивидуальную работу с ними. Так на стене в группе появилось тактильно-дидактическое панно, позволяющее решить задачи разных образовательных областей:

  • развитие тактильных ощущений
  • формирование представлений о количестве
  • развитие пространственных свойств (форма, размер, величина, расположение)
  • знакомство с цветом
  • развитие общей и мелкой моторики
  • развитие художественно — эстетического вкуса

«Говорящая стена» оформлена в форме сюжетной картины, элементы одного блока органично переходят в сюжет другого. Тактильно-дидактического панно крепится на стену, основа на которую будут крепиться плоскостные или объёмные фигуры выполнены из ковролина. Элементы панно крепятся с помощью липучек (рис. 2)

Рис. 2

Предлагаем варианты игр, которые можно организовать с помощью тактильно-дидактическое панно:

  • «Подбери по размеру»; «Выложи столько же, сколько…»;
  • «Расставь от низкого до самого высокого и наоборот»; «Выложи в соответствии с цифрами»; «Больше или меньше»; «Посчитай и запиши»;
  • «Кто как кричит»; «Скажи словечко»; «Выложи правильно и расскажи»; «Кто где?»
  • «Какой первый звук в слове»; «Сложи букву»; «Что сначала, а что потом…»; «Что лишнее»;
  • «Соотнеси геометрическую фигуру с предметом»; «Лабиринт»; и так далее.

и детей.

Главная составляющая в данной технологии — обычная стена. Одним из видов «говорящей» стены являются бизиборды (рис. 3)

Рис. 3

Бизиборд представляет собой вырезанную различной формы и фигуры деревянную панель с закрепленными на ее поверхности предметами: кнопками, молниями, липучками, звонками, дверными молоточками и так далее. Чем больше различных элементов закреплено на доске, тем более интересна она будет ребенку. На ней размещены также деревянные счеты, тканевые кармашки, крутящиеся мебельные колесики, зеркало, велосипедный звонок, калькулятор и другие объекты с кнопками (выключатели), кусочки тканей и разные на ощупь материалы (шерсть, фланель, мебельные ткани, отделочные материалы). Совершая с этими предметами определенные действия, они учатся: открывать дверцы, нажимать цветные кнопки, застегивать-расстегивать молнию, завязывать шнурки и прочее. Эти навыки развивают мелкую пальчиковую моторику, а также учат пользоваться настоящими предметами в быту. В процессе занятия с бизибордом ребенок пробует абсолютно самостоятельно решать задачи различной сложности, находить свои ошибки, вносить исправления. В процессе игровых действий у ребенка развивается мышление, связная речь, воображение и мелкая моторика пальцев рук, формируется понятия цвета, размера, формы. А также данная разработка способствует формированию мотивации к обучению.

Таким образом, «говорящие» стены выполняют функцию путеводителя по образовательным маршрутам, которые ребёнок выбирает самостоятельно. В процессе решения практических задач у дошкольника с особыми образовательными потребностями формируются важные личностные качества – усидчивость, целеустремленность, самостоятельность и уверенность в себе.

3 «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для детей с нарушением зрения»

«Рука, ощупывающая внешние предметы, дает слепому все,

что дает нам глаз, за исключением окрашенности предметов

и чувствования вдаль, за пределы длины руки».

И.М. Сеченов

Недостаточность зрения, как биологическое неблагополучие, предопределяет процесс взаимодействия ребенка с социальной средой. Если же среда, окружающая ребенка с нарушением зрения, не организовывается сообразно его возможностям, то у ребенка возникают трудности общения с окружающим миром и людьми.

В соответствии с ФГОС ДО правильно организованная ППРС имеет непосредственное отношение к развитию творческого потенциала ребенка. Поэтому, в ДОУ ППРС организована так, чтобы каждый ребенок мог себя реализовать с учетом своих возможностей и интересов в полной мере и соответствует требованиям ФГОС ДО: среда содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.

Создание в группах для детей с косоглазием и амблиопией ППРС является одним из условий успешной реализации, адаптированной основной образовательной программы и соблюдением офтальмо-гигиенических условий, удовлетворяющих потребностям возрастной категории детей с ориентацией на опережение развития. Мебель подобрана по ростовым показателям и расположена в соответствии с требованиями СанПин. При организации ППРС соблюдены следующие условия.

  • имеет привлекательный вид
  • выступает в роли естественного фона жизни ребенка
  • снимать утомляемость
  • положительно влиять на эмоциональное состояние
  • помогает ребенку индивидуально познавать окружающий мир
  • дает возможность дошкольнику заниматься самостоятельной деятельностью.

В такой среде развивающее обучение осуществляется через личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитателем и ребенком и придерживаться правила: «Вместе с детьми!!!»

При проектировании ППРС учтены психофизиологические факторы, которые обуславливают соответствие объектов предметной развивающей среды зрительным, слуховым и другим возможностям ребенка, условиям комфорта и ориентирования. Учтены контактные и дистантные ощущения, формирующиеся при взаимодействии ребенка с объектами предметной развивающей среды:

  • зрительные ощущения (освещение и цвет объектов как факторы эмоционально-эстетического воздействия)
  • слуховые ощущения (совокупность звучания звукопроизводящих игрушек)
  • тактильные ощущения (материалы, используемые для изготовления объектов предметной развивающей среды не должны вызывать отрицательные ощущения при контакте с кожей ребенка).

Большое внимание уделено созданию специальной коррекционно-оздоровительной среды:

  • специальные зрительные ориентиры на пороге, в группе (рис. 1),
  • использование специальных подставок, меняющихся угол наклона в зависимости от диагноза ребенка, для действий с дидактическим материалом (рис. 2);
  • наличие коррекционно-развивающих пособий для развития зрительного восприятия, прослеживающей функции глаза (зрительные траектории, зрительные панно, тренажеры для развития прослеживающей функции глаз и поисковой функции глаза, тренажеры цветоразличения, движения глаз, координации в системе «глаз – рука» (дети прослеживают пальчиком траекторию пути, фиксации взора) (рис. 3);
  • специальные игры для развития и тренировки зрения (рис. 4);
  • авторские дидактические игры для развития мелкой моторики рук, ориентировки в пространстве (рис. 5).

Дидактическая игра: "Проследи глазами»

Цель: развитие прослеживающих функций глаз, творческого воображения дошкольников.

Применение: учить прослеживать предметы глазами по заданным линиям, выбирать из предложенных фигурок одну. Способствовать развитию пространственной ориентировки дошкольников, а также развитию памяти и мышления.

Дидактическая игра: «Летят самолеты»

Цель: улучшение движения глазного яблока, умения ориентироваться на плоскости.

Применение: учить двигать глазами, не поворачивая головы, развивать воображение.

Дидактическая игра: «По следам бабочек»

Цель: тренировка и укрепление глазных мышц, умения различать бабочек по цвету, развитие творческого воображения и мышления детей.

Применение: учить следить глазами за фигурами на плоскости, проявлять фантазию, воображение. Применяется при расходящемся косоглазии у детей.

Дидактическая игра: «Придумай фигуру»

Цель: развитие осязания и мелкой моторики рук, творческого воображения дошкольников.

Применение: учить составлять изображения, проявлять воображение, творчество. Обогащать и активизировать словарь дошкольников.

Дидактическая игра: «Собери бусы»

Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, зрительно — моторной координации, различение предметов по форме и цвету.

Применение: используется для составления бус в свободной деятельности, воображения, развитие памяти и мышления.

Дидактическая игра: «Тактильные дорожки»

Цель: развитие зрительных и тактильных анализаторов, мелкой моторики, ориентировка на микроплоскости, развитие познавательных процессов.

Дидактическая игра: «Проследи за рыбкой»

Цель: укрепление глазных мышц, развитие пространственной активности глаз дошкольников.

Применение: снятие напряжения зрения дошкольников. Используется при проведении занятий и в свободной деятельности.

Ребёнок – центральная фигура в процессе воспитания и обучения. И поэтому, в организации ППРС учитываются интересы и склонности детей с тем, чтобы удовлетворить их желания контактировать с окружающим миром, вызвать радость от собственных действий, обеспечить возможности быть постоянно занятым и создать условия для самостоятельного выбора интересных игр и занятий. В этом случае жизнь ребенка наполняется конкретным содержанием, а его психоэмоциональная удовлетворенность от предлагаемых занятий приводит к самоутверждению и уверенности в своих возможностях.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год