МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Особенности предметно-развивающей среды для детей с особыми образовательными потребностям» |
Педагогика | |||
Автор: Русакова Татьяна Витальевна | |||
06.03.2021 18:00 | |||
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Особенности предметно-развивающей среды для детей с особыми образовательными потребностям» (из опыта работы) Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №16» г. Усинска, 2021 Авторский коллектив:
Введение: Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить — развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…
Е. И. Тихеева
Каждый человек сам по себе яркая индивидуальность, непохожая на других и идущая по своему собственному пути развития. А что же тогда говорить о людях, имеющих некоторые физические отклонения. Их путь развития существенно отличается от других. К примеру, люди с плохим зрением или слухом воспринимают этот мир совершенно по -другому. Большинство детей с различными особенностями развития раньше переводились из массовых садов в сады компенсирующего вида, где с ними работали специалисты по коррекционному обучению. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» №273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) дети с особыми образовательными потребностями имеют равные со всеми права на образование. На сегодняшний день в любое образовательное учреждение может прийти ребенок с особыми образовательными потребностями. И тогда образовательное учреждение должно создать специальные образовательные условия, связанные с необходимостью и возможностью образования этих детей. Образование детей особыми образовательными потребностями предусматривает создание для них специальной коррекционно – развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для образования. С точки зрения Л.С. Выготского, дефект находится не на стороне ребенка, а на стороне социальных условий, которые не позволяют ему преодолеть препятствия и использовать те ресурсы, которые у него имеются для реализации возможностей. Изменение, улучшение и обогащение предметно-пространственной развивающей среды (далее-ППРС), является одним из эффективных условий реализации образовательного процесса ребенка с особыми образовательными потребностями. Вопрос организации ППРС на сегодняшний день стоит особо актуально. В положении о ФГОС ДО выделен раздел III пункт 3.2. 2. и п. 3.4. 4. по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с особыми образовательными потребностями. Организация жизнедеятельности детей с отклонениями в развитии во многом зависит от того, насколько целесообразно создана предметная среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором коррекционно-компенсаторного преодоления недостаточности психофизического развития детей. Процесс преобразования содержания педагогического процесса не может быть оторван от той развивающей среды, в которой он должен воплощаться. Внимательно наблюдая за воспитанниками, за каждым ребенком, педагоги группы должны вдумчиво и рационально организовать развивающее пространство своей группы. Также важно при формировании предметно-развивающей среды учитывать принципы её построения, рекомендованные Федеральными государственными образовательными стандартами. Организация развивающей среды в ОУ с учетом ФГОС ДО должна строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Все части пространства, в зависимости от конкретных задач момента, должны обладать возможностью изменяться по объему — сжиматься и расширяться, то есть иметь подвижные, трансформируемые границы, иметь возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, наличие в группе различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическая сменяемость игрового материала, Игры, пособия должны находится в свободном доступе для детей. Форма и дизайн предметов должна соответствовать нормам безопасности, а также возрасту детей группы. При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с особыми образовательными потребностями учитываются следующие принципы:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №16» г. Усинска обеспечивает помощь семье в воспитании детей дошкольного возраста, оздоровлении и коррекции недостатков в развитии детей, в охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей детей. Вся работа в ДОУ проводится с учётом обеспечения права семьи на оказание ей помощи в воспитании и образовании детей дошкольного возраста на основе реализации ФГОС ДО и приоритетных направлений образовательной деятельности дошкольного учреждения. МАДОУ «Д С КВ №16» Усинска посещают дети с 1года 6 мес. до прекращение образовательных отношений, имеющие нормативное развитие, а также дети с особыми образовательными потребностями: дети с амблиопией и косоглазием, дети с тяжелыми нарушения речи (далее –ТНР), с умственной отсталостью (далее-УО), с задержкой психического развития (далее-ЗПР). В настоящее время дошкольную образовательную организацию (далее – ДОО) посещают 213 детей; из них детей с нормативным развитием -183; с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) – 22 ребенка; детей с инвалидностью – 8. Все воспитанники с особыми образовательными потребностями имеют направления и рекомендации территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК) и рекомендации ППк детского сада. Вся деятельность в отношении этой категории детей в ДОУ строится с учётом имеющейся у них патологии и индивидуальных особенностей. Предметом деятельности учреждения (в соответствии с Уставом ДОУ) является образовательная деятельность по образовательной программе дошкольного образования, разработанной и утверждённой МАДОУ «ДС КВ №16» г. Усинска в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования. Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями определяются адаптированными образовательными программами: «Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с амблиопией и косоглазием МАДОУ «ДС КВ №16» г. Усинска», «Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушения речи МАДОУ «ДС КВ №16» г. Усинска», «Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития МАДОУ «ДС КВ №16» г. Усинска», «Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МАДОУ «ДС КВ №16» г. Усинска», а для детей с инвалидностью также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Получение детьми с особыми образовательными потребностями образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Образовательная организация должна стать для таких детей комфортной и безопасной средой, где каждый сможет найти свое место и раскрыть свои способности. Конечно, для детей данной категории необходимо создание специальных условий обучения с привлечением узких специалистов (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по ФК). В данной разработке представлены находки педагогов МАДОУ «ДС КВ №16» г. Усинска в организации ППРС для детей с особыми образовательными потребностями. 2 «Говорящая стена» в группе комбинированной направленности В настоящее время в группу комбинированной направленности включены дети с различными нарушениями в развитии (с нарушениями речи, интеллекта, с задержкой психического развития). При создании развивающей предметной среды в комбинированной группе с одной стороны необходимо сохранение общепедагогических требований, а с другой важно учитывать особенности детей с проблемами в развитии: структуру первичного дефекта, степень его выраженности, характер и особенности психофизического развития (сенсомоторного, зрительного, осязательного, слухового, двигательно-моторного, зрительно-пространственного). Один из классиков отечественной педагогики утверждал, что «воспитывает все»: и люди, и книги, и понятия. В дошкольных образовательных учреждениях могут воспитывать и стены. Правильно организованная ППРС в группе предоставляет каждому ребёнку познать что-то новое и интересное, получит необходимую информацию не зависимо от его индивидуальных, физических и психических особенностей. Всем известно, что в детском саду дети проводят большую часть времени. Здесь они общаются, играют, исследуют и познают. Развивающая среда — это уникальный инструмент, позволяющий совершенно необычным образом изменить групповое помещение дошкольного учреждения. Поэтому работая в разновозрастной группе комбинированной направленности, педагоги постарались организовать ППРС таким образом, чтобы она отвечала потребностям и интересам детей с особыми образовательными потребностями, предоставляла им свободу для получения опыта и знаний. Одним из элементов ППРС в группе является технология «говорящей стены» (рис. 1) Рис. 1 Ее суть заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет право выбора планировать свою деятельность и конструктивно использовать информационный ресурс. Развивающая стена – способ организовать самостоятельную деятельность детей. Благодаря «говорящей» стене дети знают, что и где расположено в нашей группе, что, безусловно, помогает им чувствовать себя свободно и комфортно, они могут воплощать все задуманные идеи. «Говорящая стена» рассказывает об интересах и приоритетах воспитанников в выборе вида и содержания деятельности. Это помогает эффективно планировать дальнейшее взаимодействие с детьми, а также индивидуальную работу с ними. Так на стене в группе появилось тактильно-дидактическое панно, позволяющее решить задачи разных образовательных областей:
«Говорящая стена» оформлена в форме сюжетной картины, элементы одного блока органично переходят в сюжет другого. Тактильно-дидактического панно крепится на стену, основа на которую будут крепиться плоскостные или объёмные фигуры выполнены из ковролина. Элементы панно крепятся с помощью липучек (рис. 2) Рис. 2 Предлагаем варианты игр, которые можно организовать с помощью тактильно-дидактическое панно:
и детей. Главная составляющая в данной технологии — обычная стена. Одним из видов «говорящей» стены являются бизиборды (рис. 3) Рис. 3 Бизиборд представляет собой вырезанную различной формы и фигуры деревянную панель с закрепленными на ее поверхности предметами: кнопками, молниями, липучками, звонками, дверными молоточками и так далее. Чем больше различных элементов закреплено на доске, тем более интересна она будет ребенку. На ней размещены также деревянные счеты, тканевые кармашки, крутящиеся мебельные колесики, зеркало, велосипедный звонок, калькулятор и другие объекты с кнопками (выключатели), кусочки тканей и разные на ощупь материалы (шерсть, фланель, мебельные ткани, отделочные материалы). Совершая с этими предметами определенные действия, они учатся: открывать дверцы, нажимать цветные кнопки, застегивать-расстегивать молнию, завязывать шнурки и прочее. Эти навыки развивают мелкую пальчиковую моторику, а также учат пользоваться настоящими предметами в быту. В процессе занятия с бизибордом ребенок пробует абсолютно самостоятельно решать задачи различной сложности, находить свои ошибки, вносить исправления. В процессе игровых действий у ребенка развивается мышление, связная речь, воображение и мелкая моторика пальцев рук, формируется понятия цвета, размера, формы. А также данная разработка способствует формированию мотивации к обучению. Таким образом, «говорящие» стены выполняют функцию путеводителя по образовательным маршрутам, которые ребёнок выбирает самостоятельно. В процессе решения практических задач у дошкольника с особыми образовательными потребностями формируются важные личностные качества – усидчивость, целеустремленность, самостоятельность и уверенность в себе. 3 «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для детей с нарушением зрения» «Рука, ощупывающая внешние предметы, дает слепому все, что дает нам глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль, за пределы длины руки». И.М. Сеченов Недостаточность зрения, как биологическое неблагополучие, предопределяет процесс взаимодействия ребенка с социальной средой. Если же среда, окружающая ребенка с нарушением зрения, не организовывается сообразно его возможностям, то у ребенка возникают трудности общения с окружающим миром и людьми. В соответствии с ФГОС ДО правильно организованная ППРС имеет непосредственное отношение к развитию творческого потенциала ребенка. Поэтому, в ДОУ ППРС организована так, чтобы каждый ребенок мог себя реализовать с учетом своих возможностей и интересов в полной мере и соответствует требованиям ФГОС ДО: среда содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная. Создание в группах для детей с косоглазием и амблиопией ППРС является одним из условий успешной реализации, адаптированной основной образовательной программы и соблюдением офтальмо-гигиенических условий, удовлетворяющих потребностям возрастной категории детей с ориентацией на опережение развития. Мебель подобрана по ростовым показателям и расположена в соответствии с требованиями СанПин. При организации ППРС соблюдены следующие условия.
В такой среде развивающее обучение осуществляется через личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитателем и ребенком и придерживаться правила: «Вместе с детьми!!!» При проектировании ППРС учтены психофизиологические факторы, которые обуславливают соответствие объектов предметной развивающей среды зрительным, слуховым и другим возможностям ребенка, условиям комфорта и ориентирования. Учтены контактные и дистантные ощущения, формирующиеся при взаимодействии ребенка с объектами предметной развивающей среды:
Большое внимание уделено созданию специальной коррекционно-оздоровительной среды:
Дидактическая игра: "Проследи глазами» Цель: развитие прослеживающих функций глаз, творческого воображения дошкольников. Применение: учить прослеживать предметы глазами по заданным линиям, выбирать из предложенных фигурок одну. Способствовать развитию пространственной ориентировки дошкольников, а также развитию памяти и мышления. Дидактическая игра: «Летят самолеты» Цель: улучшение движения глазного яблока, умения ориентироваться на плоскости. Применение: учить двигать глазами, не поворачивая головы, развивать воображение. Дидактическая игра: «По следам бабочек» Цель: тренировка и укрепление глазных мышц, умения различать бабочек по цвету, развитие творческого воображения и мышления детей. Применение: учить следить глазами за фигурами на плоскости, проявлять фантазию, воображение. Применяется при расходящемся косоглазии у детей. Дидактическая игра: «Придумай фигуру» Цель: развитие осязания и мелкой моторики рук, творческого воображения дошкольников. Применение: учить составлять изображения, проявлять воображение, творчество. Обогащать и активизировать словарь дошкольников. Дидактическая игра: «Собери бусы» Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, зрительно — моторной координации, различение предметов по форме и цвету. Применение: используется для составления бус в свободной деятельности, воображения, развитие памяти и мышления. Дидактическая игра: «Тактильные дорожки» Цель: развитие зрительных и тактильных анализаторов, мелкой моторики, ориентировка на микроплоскости, развитие познавательных процессов. Дидактическая игра: «Проследи за рыбкой» Цель: укрепление глазных мышц, развитие пространственной активности глаз дошкольников. Применение: снятие напряжения зрения дошкольников. Используется при проведении занятий и в свободной деятельности. Ребёнок – центральная фигура в процессе воспитания и обучения. И поэтому, в организации ППРС учитываются интересы и склонности детей с тем, чтобы удовлетворить их желания контактировать с окружающим миром, вызвать радость от собственных действий, обеспечить возможности быть постоянно занятым и создать условия для самостоятельного выбора интересных игр и занятий. В этом случае жизнь ребенка наполняется конкретным содержанием, а его психоэмоциональная удовлетворенность от предлагаемых занятий приводит к самоутверждению и уверенности в своих возможностях.
|