Консультация для педагогов «ОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ)» |
Педагогика | |||
Автор: Котенкова Марина Михайловна | |||
20.01.2021 06:32 | |||
Консультация для педагогов «ОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ)» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №49 «Золотой петушок» Муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, Россия Составила и провела: Воспитатель I категории Котенкова М. М. Польза от включения семей в образовательную работу с детьми в детском саду одна из основных задач воспитателей — вовлечь родителей в конкретные дела, занятия, проекты, развивающиеся в группах, которые посещают их дети. И теория, и практика показывают, что вовлечение семьи приносит пользу и детям, и детскому саду, и, прежде всего, самим родителям. Эмоциональная вовлеченность позволяет родителям чувствовать себя продуктивными, энергичными, причастными к образованию своего ребенка, помогающими другим, обновленными и готовыми к новым жизненным задачам. Физическая вовлеченность позволяет им сформировать новые умения, забыть о беспокойствах, познакомиться с другими людьми, повеселиться и посмеяться.
Непосредственное присутствие в группе в качестве помощника воспитателя приносит большую пользу семьям, так как возможность поработать в профессиональной среде помогает родителям лучше разобраться в вопросах развития детей, научиться некоторым «премудростям» работы с детьми. Наблюдения за своими детьми на фоне других детей позволяют им понять, что все дети разные, что нужно не сравнивать своего ребенка с другими, а видеть и оценивать его развитие раньше и теперь. Участвуя в делах группы, родители убеждаются, насколько многому дети учатся через игру, через занятия в центрах активности и познавательную деятельность, решая проблемы, замышляя и осуществляя вместе со сверстниками свои идеи и проекты, учатся самооценке. Родители оценивают важность предоставления ребенку права на выбор своих занятий для развития альтернативного мышления, для анализа ситуации и возможностей, они смогут наблюдать за тем, как ребенок преуспевает в социальном развитии — находит друзей, учится работать вместе с другими детьми. Обычно пребывание в группе делает родителей убежденными сторонниками программы, ориентированной на ребенка, и позволяет некоторым из них сделать выводы о том, что незачем перегружать ребенка посещением многочисленных кружков, «подстегивая» тем самым его развитие. Что же полезного извлекают дети из присутствия членов семьи в группе? Дети общаются с семьями сверстников, которые представляют разнообразные культуры, что дает возможность более глубоко понять другие культуры. Каждый ребенок имеет возможность получить больше внимания взрослых, так как меняется соотношение детей и взрослых в группе. Формы работы с родителями Как правило, улучшается отношение и растет доверие детей к детскому саду, укрепляется чувство защищенности в процессе совместной работы педагогического коллектива и родителей. Расширяется круг взрослых, которые выступают для детей в качестве источника знаний и опыта. Дети получают дополнительные стимулы в своем стремлении к достижению успеха. Реальную пользу от вовлечения семьи в образовательный процесс получают и воспитатели:
В своей группе я использую следующие формы работы с родителями:
Познакомить родителей с сущностью приоритетного направления ДОУ. Кратко и доступно раскрыть суть Программы, по которой работает учреждение, задачи, стоящие перед ним. Можно познакомить родителей с результатами проведенной диагностики психического развития детей.
По проблеме интеллектуального развития дошкольников. В нем принимают участие старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели групп и другие специалисты. Участники свободно общаются друг с другом. Такие заседания можно провести в каждой из возрастных групп, ставя акценты на задачах программы, по которой работает ДОУ. Целесообразно использовать такие методы, как постановка дискуссионных вопросов, сообщения специалистов по проблеме, обмен опытом родителей, ответы на их вопросы специалистов. Здесь же можно показать родителям открытое (или в видеозаписи) занятие с детьми, организовать выставку литературы для детей и родителей по проблеме.
Включают подготовку памяток, папок-передвижек, материала на стендах, фотовыставки и др. Например, можно подготовить для родителей в письменном виде показатели умственного развития детей по возрастам или предложить наглядный материал, на формирование памяти, внимания, воображения, мышления, а также варианты проведения дидактических игр с детьми.
Они могут быть устными и письменными, плановыми и неплановыми, т. е. стихийно возникающими по инициативе одной из сторон. Тематика консультаций разнообразная, например, «Развитие представлений об окружающем», «Способы получения ребенком знаний», «Развитие инициативы детей».
Такую дискуссию хорошо провести с родителями подготовительной группы, заранее пригласив специалистов: педагога-психолога, учителя-логопеда, учителей начальных классов. Можно использовать такие методы, как постановка спорных вопросов, ознакомление родителей с результатами тестирования детей, предоставление слова специалистам, анализ педагогических ситуаций.
Эта форма проводиться ежеквартально с заданными рубриками. Например, «Советы специалиста», «Это интересно знать», «Говорят дети», «Чем и как занять ребенка» и др. Рубрики наполняются педагогическим содержанием по теме. Советы дает педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели, врач и другие специалисты. Главное заинтересовать родителей, отвечать на волнующие их вопросы, не увлекаться теорией вопроса, а преподносить материал убедительно, доступно. Так же совместно с родителями создаются «Журналы Воспоминаний», в которых ребята делятся своими воспоминаниями о летних путешествиях по Крыму.
Это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы, родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника. Беседа начинается с общих вопросов, надо обязательно приводить факты, положительно характеризующие ребенка. Рекомендую детально продумать ее начало, от которого зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям.
интересующие родителей. Часть консультации посвящаю трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.
В нашей группе постоянно разрабатываются проекты совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали годовым задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов. Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в нашем ДОУ. Родители принимают активное участие в каждом проекте. Например проекты: «Мы соблюдаем ПДД»; «Все профессии нужны, все профессии важны» «Моя мама лучше всех» «Тюльпан для мамочки» Я с уверенностью могу сказать, что наша система в работе с родителями имеет определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Семья и ДОУ два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей.
|