Задачи и содержание словарной работы в детском саду в соответствии ФГОС ДО в старшей группе |
Педагогика | |||
Автор: Хачатрян Лиана Артуровна | |||
14.01.2021 16:41 | |||
Задачи и содержание словарной работы в детском саду в соответствии ФГОС ДО в старшей группе Хачатрян Лиана Артуровна, воспитатель первой категории, ГБОУ Самарской области СОШ «Образовательный центр «Южный город» пос. Придорожный, м.р. Волжский Самарской области СП «Детский сад «Лукоморье» Одной из основных задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО является развитие речи детей. Особое значение в процессе речевого развития дошкольников играет словарная работа. Словарная работа – целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Словарная работа в детском саду предполагает планомерное расширение активного словаря детей, которое идет одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью.
Основными задачами словарной работы являются обогащение, закрепление и активизация словаря. Организуя процесс речевого развития детей старшей группы «Алые паруса», я стараюсь уделять много внимания словарной работе. В групповой комнате создан уголок по развитию речи, соответствующий требованиям ФГОС ДО к организации предметно-пространственной среды. Для привлечения внимания детей, стимуляции желания заниматься уголок красиво оформлен. В нем размещены материалы для речевого развития, в том числе игры для словарной работы. На мой взгляд, эффективным средством словарной работы с детьми старшей группы являются дидактические игры. Уточнять знания детей о названии знакомых предметов позволяет дидактическая игра «Что нас окружает?». В комплект игры входят карточки с заданиями, например, «Из всех предметов выбери только игрушки», «Какие предметы нужны для занятия спортом, рисованием, музыкой?», «Какой из этих электроприборов включен в розетку. Назови все электроприборы» и другие. Дети не только повторяют названия окружающих их предметов, но и учатся классифицировать их. Дидактическая игра «Говорящие слова» способствует расширению словарного запаса за счет словотворчества детей. В игре дети учатся образовывать слова из двух основ, предполагать, а затем уточнять их значение. Игровой материал представляет собой набор карточек со словами, а также картинками, изображающими предметы. Дидактическая игра «Скажи по-другому» также позволяет расширять словарный запас старших дошкольников, благодаря работе с синонимами. Работа с синонимами способствует пониманию детьми возможности подбирать разные слова со сходным значением и формированию умений использовать их в своей речи. Подбирая слова, близкие по смыслу к словосочетанию, к определенной ситуации, к отдельному слову, дети обучаются точности словоупотребления в зависимости от контекста. Игровой материал представляет собой набор карточек с картинками и словами-синонимами. Словесная игра «Скажи наоборот» позволяет формировать у детей умение использовать в речи слова, противоположные по смыслу, активизировать мыслительную активность детей. Игра не требует дидактического материала. Я произношу начало фразы, а дети должны ее продолжить, подбирая слова, противоположные по смыслу. В старшей группе в словарь детей вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет. Для решения этой задачи проводится игра «Что из чего сделано». Плюс этой игры в том, что ее можно проводить как в группе, так и на улице во время прогулки без использования дидактического материала. Просто предложить детям посмотреть вокруг, назвать какой-либо предмет и спросить детей, из чего он сделан. Но эту же игру можно проводить с использованием карточек с изображением предметов и материалов. Для того, чтобы познакомить детей с разнообразием значений многозначных слов проводится игра «Что перепутал художник?». Для этой игры используются картинки с изображениями, на которых допущены ошибки. Задача детей объяснить значения многозначных слов. Для активизации в речи существительных, глаголов, прилагательных, наречий проводятся такие дидактические игры, как «Кто подберет больше слов?», «Скажи какой?», «Подскажи словечко». Игра «Кто подберет больше слов?» активизирует в речи существительные, развивает мышление. Детям предлагается назвать, как можно больше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использовать предметы или картинки. Игра «Скажи какой?» проводится по разным темам. Например, по теме «Овощи» дети учатся образовывать относительные прилагательные суп из овощей – овощной, салат из моркови – морковный и так далее. Для активизации в речи глаголов проводится игра «Подскажи словечко». Для нее используется мяч. Ребенку бросается мяч и задается вопрос: «Сова летает, а кролик?» и так далее. Словарная работа в старшей группе связана с работой по формированию связной речи у детей. От игр и упражнений на уточнение слов, подбор синонимов и антонимов, многозначных слов дети переходят к составлению связных высказываний, используя все названные характеристики предмета, явления, персонажа, их качества и действия. Для этого в уголке развития речи есть наборы сюжетных картинок с заданиями «Составь рассказ по картинке». Таким образом, словарной работе с детьми старшей группы «Алые паруса» я уделяю особое внимание. Для решения задач обогащения, закрепления и активизации словаря старших дошкольников в группе создана соответствующая предметно-пространственная среда, оформлен уголок речевого развития. В уголке речевого развития размещены дидактические игры и материалы для словарной работы.
|