Взаимосвязь одаренности, креативности и способностей детей старшего дошкольного возраста |
Педагогика | |||
Автор: Апичина Елена Викторовна Дубина Елена Евгеньевна Федорова Наталья Михайловна | |||
27.12.2020 11:20 | |||
Взаимосвязь одаренности, креативности и способностей детей старшего дошкольного возраста В статье теоретически обосновывается взаимосвязь одаренности и креативности детей. Одаренность может влиять на развитие различных компонентов креативности детей и может влиять на развитие общих и специальных способностей. Сочетание работы по развитию одаренности, креативности и способностей в детстве способно привести к высоким достижениям в деятельности, к интеллектуальным размышлениям и к реализации творческих замыслов личности в будущем. Ключевые слова: креативность, одаренность, общие способности, специальные способности. На современном этапе все больше появляется одаренных детей – это дети, обладающие различными свойствами, качествами, способностями, которые позволяют им в совершенстве за сравнительно короткое время овладеть навыками и умениями, необходимыми для успешного выполнения различного рода деятельности. Эти дети, используя свою одаренность, креативно решают трудные задачи, а используя свои общие и специальные способности решают трудные задачи оригинально, четко и быстро. Поэтому многие исследователи стараются найти взаимосвязь одаренности, креативности и способностей детей [6].
Актуальность исследования данной взаимосвязи заключается в том, что многие ученые Л. С. Выготский [1], Н. С. Лейтес [3] и др. определяют дошкольный возраст как возраст «природной одаренности». Л. С. Выготский [1] говорил, что креативность у дошкольников зависит от их способностей и степени одаренности. Одаренность как основу развития креативности и способность, рассматривает Н. С. Лейтес [3], и считает, что это единство общих и специальных способностей, основанных на креативности и определяющих высокие возможности ребенка в той или иной деятельности. В толковом словаре русского языка Д. В. Ушакова [5] одаренность рассматривается как талантливость, даровитость, та или иная ее степень. Мы же будем придерживаться мнения В. С. Юркевич [6], которая определяет одаренность как индивидуальное сочетание способностей и определенного уровня креативности, которое позволяет ребенку в совершенстве за сравнительно короткое время овладеть навыками и умениями, необходимыми для успешного выполнения деятельности. Как полагает Н. С. Лейтес [3] каждый ребенок имеет определённый набор способностей, но только одарённый ребенок имеет следующий набор способностей:
Понятие креативность обозначает способность мышления, которая присуща каждому ребенку, опирающаяся на одарённость и развивающая общие и специальные способности ребенка. Наличие креативности в ребенке свидетельствует о степени его одаренности и об уровне развития общих и специальных способностей (Л. Г. Карпова) [2]. В данной способности заложены способность замечать то, чего не видят другие; склонность к познанию; стремление к открытиям; умение находить нестандартное в привычных явлениях и вещах; умение изобретать и открывать; умение на практике применять полученные знания, опыт; самостоятельно создавать альтернативное решение задачи вместо поиска необходимого среди предложенных решений и пр. Исследователи Л. Г. Карпова [2], Л.В. Светличная [4], В. С. Юркевич [6] и др. утверждают о взаимосвязи уровня развития креативности у детей старшего дошкольного возраста и одаренности. В своих исследованиях Л. Г. Карпова [2] определила, что чем выше уровень креативности у детей старшего дошкольного возраста, темы выше уровень следующих видов одаренности:
- коммуникативных способностей, которые проявляются в очевидном лидерстве ребенка в общении со сверстниками или легкости и естественности в общении, в умении быть партнером. Взаимосвязь уровня развития креативности у детей старшего дошкольного возраста и одаренности Л. В. Светличная [4] определяет по следующим параметрам:
- высокий уровень креативности и высокий уровень адекватной самооценки, которая проявляется в том, что ребёнок понимает свои достоинства и недостатки, он любознателен, коммуникабелен, может нести ответственности за совершаемые поступки. Известный исследователь особенностей одаренных детей В. С. Юркевич [6] предложила рассматривать повышенную потребность ребенка в креативности в качестве фактора самой одаренности. Действительно, каким бы высоким ни был уровень креативности ребенка от природы, он не будет задействован в полную силу без желания познавать и обдумывать. Способности — это внутренние условия развития ребенка, которые развиваются на основе одаренности и креативности в процессе обучения и практики, а также в процессе его взаимодействия с внешним миром (Л. В. Светличная [4]). Специфические (социальные) способности формируются под воздействием исторического и общественного влияния и обеспечивают жизнь и развитие ребенка в социальной среде. В основе этих способностей лежат практические, теоретические, творческие и учебные знания, логика и пользование речью. Общие способности – это способности, определяющие успехи ребенка в общении и в самых разных видах деятельности. Общие способности делятся на практические (конструктивно-технические (способность представлять предмет в целом и по частям), организаторские (способность организовать общение между субъектами), познавательные (творческие (способность принимать творческие решения, понимать, принимать и создавать принципиально новые идеи), интеллектуальные (способность делать заключения, планировать, решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи, быстро обучаться) и сенсорные (способность соотносить информацию о свойствах предмета, фонемы речи, цвета, разнообразие форм и другое)). Исследователи Л. С. Выготский [1], Л. Г. Карпова [2], Л.В. Светличная [4], В. С. Юркевич [6] определили, что есть взаимосвязь одаренности, креативности и способностей детей. Как полагает Л. С. Выготский [1] одаренность влияет на развитие таких критериев креативности как любознательность; самостоятельность; целенаправленность; упорство при достижении цели, невзирая на препятствия и неудачи. Но все эти критерии не были бы развиты, если бы ребенок не обладал следующими общими способностями, как практические, познавательные (творческие, интеллектуальные). По мнению Л. Г. Карповой [2] взаимосвязь одаренности, креативности и способностей детей старшего дошкольного возраста можно охарактеризовать так: чем выше у ребенка критерии одаренности (любознательность, умственные способности, логическое мышление, память), тем выше критерии креативности (активность; самостоятельность; инициативность; нестандартность, оригинальность; интерес к трудным задачам и способность длительное время увлекаться их разрешением) и выше общие и специальные способности. В исследовании Л. В. Светличной [4], взаимосвязь одаренности, креативности и способностей детей характеризуется следующим образом: высокий уровень одаренности у ребенка способствует высокому уровню развития креативности и способностей (общих и специальных). Более подробно автор не описывает данную взаимосвязь. Взаимосвязь одаренности, креативности и способностей детей В. С. Юркевич [6] описывает как тройственный союз любознательности, креативного мышления и общих и специальных способностей. Таким образом, взаимосвязь одаренности, креативности и способностей детей довольно очевидна. Одаренность может влиять на развитие таких компонентов креативности старших дошкольников, как: любознательность; активность; самостоятельность; инициативность; целенаправленность; нестандартность, оригинальность; упорство при достижении цели, невзирая на препятствия и неудачи; интерес к трудным задачам и способность длительное время увлекаться их разрешением. Также одаренность может влиять на развитие общих (практические (конструктивно-технические и организаторские), познавательные (творческие, интеллектуальные и сенсорные)) и специальных способностей. Список литературы
|