Среда как третий педагог |
Педагогика | |||
Автор: Кречетова Наталия Михайловна, Фрезе Надежда Владимировна | |||
21.12.2020 22:49 | |||
Среда как третий педагог
В последние время теме создания развивающей предметно-пространственной и образовательной среды ДОУ уделяется много внимания. По сути, предметно-пространственная среда, как часть образовательной среды, становится третьим учителем ребенка после семьи и воспитателя, причем открытое взаимодействие детей со средой значительно возрастает. Выстраивается идеология новых образовательных отношений – поддержка развития дошкольников через среду, которая предоставляет им свободу выбора, стимулирует их игровую, двигательную, творческую, интеллектуальную активность и позволяет самим детям чувствовать себя субъектами образовательных отношений.
Правильно созданная среда поддерживает включенность и самоконтроль ребенка, одновременно предоставляя ему зону ближайшего развития. Созданные условия способствуют успешному освоению образовательной программы детского сада, отвечает требованиям ФГОС ДО к созданию предметно-пространственной развивающей среды. Представляем Вашему вниманию опыт создания развивающей предметно-пространственной среды для детей старшей и подготовительной к школе группы «Страна ДО-КО-РУ-ПО», (Страна, до которой рукою подать). Данная среда разрабатывалась непосредственно для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП. Созданная среда безопасна, эстетически привлекательна, развивает и вызывает стремление к самостоятельной деятельности, отвечает требованиям ФГОС ДО. Групповое помещение условно разделено на центры, что позволяет использовать помещение группы рационально при организации разных видов деятельности. Т.к. группу посещают дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП, особое внимание уделено развитию познавательных психических процессов и восстановлению двигательных дефектов детей, развитию общей и мелкой моторики, ориентированию в пространстве и на плоскости, за счёт включения разных каналов восприятия. В группе созданы разнообразные центры, содержащие материалы и игры для коррекции нарушений в развитии детей: сухие бассейны с различным наполнением (фасоль, гидрогелиевые шарики, горох, манка) для снятия спастического напряжения мышц при ДЦП и тетрапарезах, столы для рисования песком, стенды для развития ориентировки в пространстве и на плоскости, коррекционный стол со стеклом для подготовки руки к письму и пр. Стена группы, относящаяся к учебному центру, расписана в виде страны «ДО-КО-РУ-ПО», включает в себя геометрические озёра, залив цифр, равнину равенств и долину неравенств, города «Цифроград» и «Буквоград» и др. Всё это оформление является пособием, которое активно используется в образовательной деятельности и служит для закрепления полученных знаний в повседневной жизни. Особым вниманием пользуется в группе «Дерево новостей», на котором отражаются основные события жизни группы: сезонные изменения, размещаются лучшие работы детей, грамоты и дипломы, листы календаря с фотографиями мероприятий, прошедших в данном месяце и пр. Дети имеют возможность сами размещать на дереве любые рисунки или фотографии. Данное дерево привлекает внимание не только детей, но и родителей. Оно является связующим звеном между детьми, педагогами и семьями воспитанников. Одним из значимых центров группы являются уголок изо деятельности и опытническая лаборатория. Они объединены единым столом и включают в себя множество материалов для развития познавательных психических процессов и творческой активности у детей. Наличие в центре изо деятельности карточек для обучения поэтапному рисованию, всевозможных материалов, находящихся в свободном доступе для детей, и ознакомление с различными техниками их использования дало возможность сформировать у детей желание рисовать, создавать аппликации и поделки, несмотря на сложность диагнозов. Наличие ёмкостей в центре опытнической деятельности служит для игр с песком и водой, а наличие картотеки опытов даёт детям возможность самостоятельно организовывать экспериментальную деятельность. Центр патриотического воспитания удачно объединён с уголком уединения. Включает в себя материалы для ознакомления детей с большой и малой Родиной, государственными символами, праздниками и обычаями и традициями нашей страны, что способствует успешной социализации наших воспитанников и облегчению процесса адаптации детей с ОВЗ при поступлении в школу. Т.о., созданная среда способствует организации образовательной деятельности, созданию благополучного эмоционально-психологического климата в группе, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую, творческую и двигательную активность всех воспитанников, во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
|