Основные подходы к использованию технологии Виммельбух в воспитательно-образовательной работе воспитателя |
Педагогика | |||
Автор: Панова Юлия Андреевна | |||
19.12.2020 19:25 | |||
Основные подходы к использованию технологии Виммельбух в воспитательно-образовательной работе воспитателя «Виммельбух» — это книга для рассматривания, не содержащая текста, которая может применяться как в работе с детьми дошкольного возраста, так и для развития связной речи младших школьников. Их особенность в одномоментном изображении художником — иллюстратором большого числа героев, детальной прорисовке их действий, динамичности развернутых сюжетных линиях и окружающей среды, увлекательное непредсказуемое путешествие каждого героя от первой страницы книги до последней, минимум или полное отсутствие текста. Работа по технологии виммельбух может проводиться в разных формах и объединять разное количество участников. Перед началом работы важно учитывать возрастные, психологические, индивидуальные особенности детей (например: ребенок с ОВЗ). В зависимости от ситуации, участников и места использования, технология может быть самостоятельной единицей или являться дополнительным, вспомогательным инструментом для реализации ФГОС ДО.
В младшей группе виммельбух использовался мною как иллюстрации для НОД по темам «Зимние забавы», «Животные на ферме», «Весна», «Правила дорожного движения», «Зимовье зверей». НОД с использованием виммельбуха может включать в себя разные виды детской деятельности (рассматривание, пересказ, рассказывание, заучивание, закрепление произношения звука, рисование, поиск, игры) и интеграцию всех образовательных областей. Технология адресована педагогам и родителям. В группе успешно реализуется детско-родительский проект «В гостях у сказки». В целях его реализации был проведен мастер-класс, на котором родителей познакомили с технологией виммельбух и научили создавать свои «гляделки» при помощи аппликации. Полученные умения они реализовали, создавая совместно с детьми иллюстрации к выбранным сказкам. Получившиеся работы используются как дополнительный наглядный материал при чтении, а так же дети с удовольствием придумывают свои истории по получившимся изображениям. Была подготовлена иллюстрация к стихотворению С. Маршака «Дом который построил Джек». С помощью данной разработки дети легко запомнили стихотворение. Рассматривая иллюстрацию, дети учатся устанавливать причинно-следственные связи, закрепляют знания о времени суток, практикуются в порядковом счете. Используем этот виммельбух, как мнемо-таблицу для заучивания стихотворения. Разработаны комплекты настольных игр на основе виммельбуха «Русские сказки» (художник Саввушкина Т.А.) и виммельбухов Анны Сьюз, в ходе которых решаются следующие задачи:
В начале работы с комплектом «Русские сказки» дети рассматривают исходное изображение и отвечают на вопросы, например:
Затем предлагается собрать ту же иллюстрацию с помощью геометрических заплаток. Вслух проговариваем и обсуждаем каждую форму, закрепляя знания. Один из вариантов игры – поиск на большой картинке элемента, изображенного в маленьких кружочках. Виммельбух является также помощником в работе над лексико — грамматическими категориями, связной речью детей. В целях реализации взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя группы общеразвивающей направленности ДОО разработана картотека речевых пятиминуток в рамках лексических тем: с опорой на картинку дети делают пальчиковую, артикуляционную, мимическую гимнастики, выполняют логоритмические упражнения, играют в игры, развивающие фонематические процессы. Еще один вариант использования технологии виммельбух в группе – игра «Многоэтажный дом». Проговариваем название комнат, находящихся на первом этаже, затем на втором и третьем. Дети отвечают на вопросы:
Затем, с помощью липучек, в доме появляются дополнительные предметы. Дети соревнуются в наблюдательности. В книжном центре организованна выставка виммельбухов разных авторов по разным темам. Дети с большим интересом в свободное время рассматривают картинки, обсуждают, придумывают свои истории. Использование инновационной технологии виммельбух позволило насытить образовательный процесс, сделать его более наглядным, насыщенным. Она проста, но требует дополнительной подготовки в плане подбора дополнительного материала. Главное условие – творческий подход, иначе книга может просто остаться «книгой для рассматривания картинок».
|