Организация социокультурных практик как условие успешной социализации детей в условиях детского сада |
Педагогика | |||
Автор: Козлова Мария Владимировна | |||
10.12.2020 21:44 | |||
Организация социокультурных практик как условие успешной социализации детей в условиях детского сада Выполнила воспитатель: Козлова Мария Владимировна. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение: «Детский сад №126» г. Борзя 2020 г В дошкольном учреждении особое внимание уделяется социокультурным практикам. На основе многолетней практики сотрудничества детского сада со школами ближайшего окружения и другими социальными объектами разработана определенная дидактическая последовательность ознакомления дошкольников с социумом. Сотрудничество детского сада со школой позволяет ДОУ решать проблемы преемственности в системе «детский сад – школа». Учителя школы имеют возможность ближе познакомиться с формами работы, которые используются в детском саду, увидеть своих будущих первоклассников в привычной для них обстановке. А воспитатели детского сада лучше познакомиться с программами для детей 1 класса, узнать основные направления работы учителей начальных классов, увидеть своих выпускников на уроках в школе. Ежегодно проводится круглый стол сетевого взаимодействия МОУ СОШ №240 и детского сада №126 по преемственности. Это дает возможность познакомить детей подготовительной к школе группы со школой: здание школы, внутреннее содержание и оформление, кто работает в школе, как одеты ученики школы, для чего нужен звонок в школе. Ученики школы играли с детьми в подвижные игры, разучивали элементы спортивных игр.
Сотрудничество детского сада с музыкальной школой позволяет организовать и провести встречи детей с исполнителями произведений классической музыки. (Дети знакомятся с музыкой и музыкантами, исполняющими произведения на различных инструментах симфонического оркестра и народных инструментах; вокалистами.) Реализация этой модели взаимодействия помогает преодолеть имеющие место в практике музыкального воспитания дошкольников негативные тенденции к заполнению музыкального пространства детей различными видами шоу, к замене высокохудожественной музыки произведениями сомнительного качества и вкуса, к замене музыки в «живом» исполнении – фонограммами. Сотрудничество детского сада с ДЮСШ позволяет знакомить дошкольников с различными видами спорта, со спортивными достижениями спортсменов-борзинцев, высокими личными достижениями людей, ставших славой России и нашего региона. Создает у детей мотивацию заниматься физической культурой и спортом. Сотрудничество детского сада с другими детскими садами позволяет детям общаться с незнакомыми сверстниками, и при участии в конкурсах ( «Большие гонки», «Юный интеллектуал». «Умные шашки», «Зажгись звезда», «Мистер и Мисс детского сада») учиться не только выигрывать, но и достойно проигрывать, при этом формируются основы норм поведения детей. Сотрудничество детского сада с детской библиотекой г. Борзя позволяет проводить познавательные занятия на базе библиотеки, экскурсии, конкурсы, выставки детского творчества. Совместная работа с библиотекой дала дополнительный резонанс для вовлечения детей в пожизненное путешествие в увлекательный мир книг, мир знаний. Мы считаем, что воспитание интереса к книге связано с жизнью общества. В конце учебного года проводятся встречи педагогов детского сада и сотрудников социальных объектов с целью обсуждения результатов нашей совместной деятельности, наглядным показателем которых становятся фото-видео презентации мероприятий и выставок детского творчества. Однако не только в этом выражаются результаты данного взаимодействия. Как отмечают педагоги, у детей появляется интерес к совместному взаимодействию, потребность в данных мероприятиях, снижаются напряженность и скованность в общении с окружающими, повышаются самостоятельность и инициативность. В результате проделанной работы повысился интерес родителей к данной форме развития дошкольников: многие не только записали своего ребенка в различные спортивные секции и кружки, но стали проявлять активность в проводимых мероприятиях. На первый взгляд кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения — родственные, дружеские, профессионально-трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Иными словами, дошкольное учреждение призвано управлять процессом социализации.
|