РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В РАБОТЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР |
Педагогика | |||
Автор: Немна Светлана Александровна, Шубная Виктория Федоровна, Шевцова Дина Владимировна | |||
07.11.2020 20:30 | |||
РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В РАБОТЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР
В настоящее время увеличивается количество детей с нарушениями речи. Основными причинами данной патологии считаются в основном влияние социальных факторов, прежде всего самих родителей, так как их невнимание и занятость осложняют процесс коррекции речевого развития в период дошкольного детства. Различные недоразвитие речи характеризуется недоразвитием звуковой и смысловой сторон речи. У детей с общим недоразвитием речи отмечается низкий познавательный интерес, неуверенность в себе, мнительность, чрезмерная ранимость, а также иногда наблюдаются проявления агрессивного поведения.
Огромная роль в коррекционном воспитательно-образовательном процессе в компенсирующих группах с детьми с ОНР отводится воспитателю. Сложную работу по постановке и автоматизации звуков проводит логопед, а вот воспитатель постоянно присутствует в жизни детей и организует все режимные моменты. Каждое утро воспитатель встречает детей в детском саду и проводит индивидуальные беседы. Беседы проводят о том, что дети видели по дороге в детский сад, о проведенных выходных с родителями, о том, что в данный момент интересует ребенка. При этом идет свободный обмен мыслями и чувствами между воспитателем и ребенком, и взрослый занимает позицию интересного и приятного собеседника. Проводя режимные моменты в группе обязательно нужно постепенно обогащать речь детей художественным словом, исправлять детскую речь доброжелательно и корректно. Ни в коем случае не нужно передразнивать и высмеивать ребенка, так как это может спровоцировать замкнутость, снижение речевой активности ребенка и отрицательное отношение к педагогу. Во время подготовки детей на прогулку воспитатель регулярно обращает внимание на последовательность одевания, активизируя в речи детей обобщающие понятия, развивая мелкую мускулатуру рук в процессе самообслуживания. В процессе наблюдений за природными явлениями и объектами на прогулке необходимо воспитателю задавать различные вопросы, упражнять детей использовать различные суждения и умозаключения. Подвижные игры на прогулке являются эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль и становятся средством совместной деятельности, которая естественно входит в жизнь детей. Особое место в воспитательно-образовательном процессе занимают игры: настольно-печатные, сюжетно ‐ ролевые и дидактические. Дети в игре реализуют все имеющиеся у них знания, умения, навыки. Педагог же, руководя процессом, помогает правильно ориентироваться в окружающей действительности. Огромное значение в формировании коммуникативных умений имеет обучение диалогу со сверстниками, воспитателю нужно научить детей договариваться о распределении ролей, умению выбора атрибутов, обмениваться мнениями. В работе с детьми педагогам желательно использовать методы проблемного обучения, при котором дети эмоционально оживляются, рассуждают, фантазируют и обосновывают свои мысли. В группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи необходимо ежедневно проводить артикуляционную гимнастику и упражнения для дыхания, используя речевой уголок в логопедической группе, зеркала, игрушки‐помощники и картинки‐схемы. Артикуляционная гимнастика же является базисом формирования речевых звуков, фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. В стадии автоматизации звука те же упражнения закрепляются воспитателем во второй половине индивидуально или подгруппой. В целях повышения эффективности работы по исправлению речи с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи нужно уделять особое внимание работе с родителями. Необходимо им объяснять индивидуальные задания логопеда, убеждать в необходимости закрепления материала, побуждать родителей занимать активную позицию и самостоятельно принимать решения, эта роль, в какой – то мере, тоже отводится воспитателям. Воспитателям в логопедических группах очень важно организовать систематическую работу с семьями воспитанников: проводить собрания, индивидуальные беседы, совместные мероприятия и развлечения. Обязательно в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи нужно создать предметно‐ развивающую среду. Эта роль тоже возлагается на воспитателей компенсирующих групп для детей с тяжелыми нарушениями речи. В соответствии с ФГОС ДО игровые уголки становятся мобильными, трансформируемыми, так как они меняются в зависимости от темы недели, видов деятельности и интересов. Удобно расположить мини‐библиотеки, мини‐театры, мини‐музеи; центры речевого, сенсорного, познавательного и физического развития; уголки уединения для того, чтобы у детей была возможность уединяться [1]. Индивидуализация развивающей среды поможет детям выбирать занятия по интересам и содержательно общаться друг с другом; корригировать речевое недоразвитие; развивать потенциал детей с ОНР. Таким образом, воспитатель является важным связующим звеном между логопедом, детьми и родителями в коррекционной работе по исправлению речи детей. Там, где все звенья этой цепи работают взаимосвязано, проблемы решаются легко. У воспитанников совершенствуется интеллект, расширяется кругозор, развиваются сенсорные способности, моторика, наблюдательность, речь, повышается культура поведения детей в природе и окружающей среде.
|