Организация консультативной помощи родителям детей раннего дошкольного возраста, не посещающих дошкольное образовательное учреждение |
Педагогика | |||
Автор: Погодаева Ольга Анатольевна | |||
04.11.2020 23:40 | |||
Организация консультативной помощи родителям детей раннего дошкольного возраста, не посещающих дошкольное образовательное учреждение в рамках деятельности консультативного пункта «Гнездышко» на базе МБДОУ «Северо-Енисейский детский сад-ясли № 8 «Иволга» имени Гайнутдиновой Валентины Брониславовны». Старший воспитатель МБДОУ «Северо – Енисейский детский сад –ясли № 8 «Иволга» имени Гайнутдиновой Валентины Брониславовны», гп. Северо-Енисейский, Красноярский край. Погодаева Ольга Анатольевна Посещение ребенком детского сада – важный этап в развитии и становлении личности ребенка. Родители, которые впервые отдают ребенка в детский сад, имеют много сомнений и опасений, что, конечно же, сказывается на состоянии ребенка. Чувствуя волнение мамы, малыш волнуется и переживает не менее, а может быть и больше мамы. Отчасти эти волнения обоснованы: ребенок будет разлучен с мамой, вокруг ребенка появятся незнакомые ему люди, меняется привычный для малыша режим дня и питания.
К посещению детского сада, как к любому важному мероприятию надо готовиться заблаговременно, чтобы избежать излишних волнений и переживаний, а возможно и проблем с адаптацией ребенка к условиям детского сада. Не менее важна подготовка детей к детскому саду и для воспитателей, ведь, чем быстрее малыш адаптируется к новым условиям, тем лучше и организованнее будет выстроен образовательный процесс в группе. В Законе об образовании в Российской Федерации прописано, что родители имеют право на консультативную помощь в дошкольных организациях. (Статья 64 п.3. «Закона об образовании в Российской Федерации № 273 – ФЗ от 29. 12. 2012 г.») Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры). Одной из задач национального проекта РФ «Образование» является: создание условий для раннего развития детей в возрасте до трёх лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье. Учитывая, что не все детские сады нашего района имеют консультативные центры и родители не имеют возможности заранее обсудить с работниками детского сада волнующие их вопросы, нами было принято решение создать консультативный пункт на базе нашего детского сада. Основная идея состоит в том, что создание консультативного пункта для родителей детей, не посещающих детский сад, как первой ступени в системе непрерывного образования, организовано по формам максимально приближенной к формам работы в ДОУ с детьми раннего возраста, что поможет детям и родителям легче и успешнее пройти период адаптации в детском саду, родителям будет оказана консультативная помощь по интересующим вопросам. В ДОУ был разработан план мероприятий, в ходе которого педагоги и специалисты проводят специально организованные консультации для родителей и совместную образовательную деятельность с детьми и родителями. Деятельность консультативного пункта рассчитана на 5 организованных встреч продолжительностью два месяца (с апреля по май) и постоянно действующий консультативный пункт для индивидуальных консультаций с родителями по запросу. Организованные встречи проходили два раза в месяц в течение часа. Каждую встречу организуют 2 педагога: 1 — из них специалист ДОУ (медицинская сестра, логопед, педагог – психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель) и 1 — воспитатель (участие принимают все воспитатели всех возрастных групп (по очереди). Время проведения: с 11. 00 до 12. 00 ч. Первая половина мероприятия содержит теоретическую часть (15-20 мин) в виде групповой консультации конкретного специалиста (на каждой встрече — определенная тема), вторую половину составляет практическая часть (организованная НОД с детьми и родителями, соприкасающаяся с темой теоретической части – 15 – 20 мин.), третья часть – это свободная деятельность детей и родителей (игры, экскурсии по детскому саду, просмотр фото – и видео материалов о ДОУ), четвертая часть – общение родителей друг с другом, индивидуальные консультации со специалистами, с воспитателями-15 — 20 мин.). Место встречи определяется в соответствии с темой и целями мероприятия. Это может быть: фойе детского сада, музыкальный (универсальный) зал, спортивные площадки на территории детского сада, прогулочные веранды. Таким образом, организуя деятельность консультативного пункта, происходит адаптация (знакомство, привыкание) к условиям детского сада у детей, информированность о дошкольной организации, об особенностях развития детей раннего дошкольного возраста, условиях, способствующих успешной адаптации детей – у родителей. Деятельность по организации консультативного пункта «Гнездышко» на базе МБДОУ №8 «Иволга» включала следующие этапы работы. На первом этапе (март 2019г) было разработано Положение о консультативном пункте «Гнездышко», Приказ о создании консультативного пункта, заведующим утвержден план работы на 2019 г., составлен план – график прохождения курсов повышения квалификации педагогами по необходимым темам для деятельности консультативного пункта. На втором этапе (апрель 2019г.) проведен подбор теоретических и практических материалов, методик, позволяющих изучить особенности оказания психолого – педагогической консультативной помощи родителям детей раннего дошкольного возраста, разработаны памятки и анкета для родителей. На третьем этапе (апрель–май) проведены 5 встреч с родителями и детьми по 5 образовательным областям (ФГОС ДО): социально–коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие, а также консультации специалистов об особенностях раннего дошкольного возраста и адаптационного периода в ДОУ. На четвертом этапе (октябрь– ноябрь 2019 г.) проведен анализ эффективности работы консультативного пункта «Гнездышко» (анкетирование родителей, посетивших консультативный пункт, анализ адаптации детей, поступивших в другие детские сады, опрос родителей, воспитателей). Анализ анкетирования родителей и сбор информации о степени адаптационного периода детей, посещавших консультационный пункт «Гнездышко», показал, что основная часть воспитанников, легче и быстрее прошли период адаптации в детских садах, родители удовлетворены оказанной консультативной помощью. Следующим этапом деятельности консультативного пункта «Гнездышко» стала организация постоянно действующего консультативного пункта на базе нашего детского сада и планирование нового блока организованных встреч на следующий год, но с учетом сложившейся эпидемиологической обстановки в 2020 году, встречи с родителями были заменены на дистанционное консультирование, через создание группы WhatsApp. Все желающие родители, имеющие детей раннего дошкольного возраста, были приглашены в группу, где им предложены консультации на различные темы, оказываются также индивидуальные консультации специалистами в группе и в личных сообщениях. На сайте ДОУ имеется раздел «Консультативный пункт «Гнездышко», где размещаются памятки, рекомендации, информация об особенностях развития детей раннего дошкольного возраста и адаптационного периода. Приятно слышать положительные отзывы родителей о деятельности консультативного пункта «Гнездышко», но вдвойне приятнее видеть радостных малышей, спешащих в детский сад, что подтверждает необходимость данной деятельности!
|