Одаренность. Специфика работы с одаренными детьми. |
Педагогика | |||
Автор: Лазарева Мария Михайловна | |||
29.10.2020 19:15 | |||
Одаренность. Специфика работы с одаренными детьми. «Одаренность человека-это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод». В. А. Сухомлинский Среди самых интересных и загадочных явлений природы- детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность каждому ребенку достигать больших высот в своем развитии.
Одаренность-это системно развивающееся в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одной или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Формы проявления одаренности: Одаренность может быть: явная, т.е. у всех на виду -высокий уровень развития речи и мышления, хорошая память, любознательность, высокая познавательная активность и т.п.; скрытая, она незаметна для окружающих. В результате может быть ошибочное заключение об отсутствии одаренности такого ребенка. Виды одаренности: В зависимости от вида предпочитаемой деятельности у детей дошкольного возраста может быть выявлена склонность к:
Задача педагога вовремя заметить и развить эти качества, а для этого необходимо достижение ребенком определенного уровня соответствующих знаний, умений и навыков. В начале учебного года наблюдая за детьми подготовительной группы во время НОД и в режимных моментах, наше внимание привлекла девочка 6 лет. Она проявляла высокий интерес ко всему окружающему, задавала много вопросов. Во время НОД она отвечала на вопросы раньше, чем мы успевали их полностью сформулировать, в разных видах деятельности была более успешна, чем сверстники. Она постоянно придумывала необычные истории, пересказывала сказки, экспериментировала с разными предметами, создавала необычные постройки. Рассказав на педагогическом совете коллегам о том, что в нашей группе есть такой ребенок, было принято решение провести комплексное обследование на выявление одаренности. Работа с одаренными детьми проходила в несколько этапов: На первом этапе был проведен анализ результатов аналитических наблюдений воспитателей. Нами был заполнен лист вопросов по оцениванию свойств личности (методика «Карта одаренности «Хаана и Кафора» 5-10 лет). (фото) Так же на этом этапе было предложено родителям заполнить такой же лист вопросов. При подсчете результатов мы пришли к выводу, что полученные суммы баллов (они были примерно одинаковые у воспитателей и родителей) характеризуют высокую степень развития у ребенка интеллектуальной одаренности. На втором этапе мы приступили к диагностике интеллектуальной одаренности. Нами был проведен тест интеллекта «Нарисуй человека», а так же диагностика интеллектуальной одаренности «Найди недостающую деталь» (матрицы Дж. Равена, серии А и АВ). (фото) Результаты теста «Нарисуй человека» показали, что у ребенка высокий уровень развития. Т.О. по результатам проведенной диагностики и теста, мы сделали заключение о том, что у ребенка высокая степень развития интеллектуальной одаренности. Третий этап предполагает определение содержания работы с одаренным ребенком. При работе с одаренными детьми необходимо обращать внимание на особенности психологии ребенка, помогать ему в развитии социально-коммуникативных навыков и построении отношений со сверстниками и взрослыми людьми. Следуя этим правилам, мы и строили свою работу. Одаренные дети испытывают потребность в исследовательской деятельности, которая помогает им погрузиться в процесс обучения. В своей работе с одаренным ребенком мы используем: 1)метод проектов, который по нашему мнению, хорошо подходит для удовлетворения познавательного интереса и развития умственных способностей ( «Улица Привокзальная: история и современность». Итоговый продукт: создание фотоальбома для рассматривания «Моя улица»; «Строительные профессии», НОД по конструированию из лего деталей «Дом для друзей». «Мы помним, мы гордимся». Ведется подготовка к началу работы над проектом. 2)во время проведения НОД мы предлагаем ребенку индивидуальные задания повышенной сложности. 3)индивидуальная работа-создание проблемных ситуаций, ребенку предлагаются задачи поискового характера, интеллектуальные игры, игры на изучение группы. (примеры) 4)участие в интеллектуальных конкурсах (дипломы). Четвертый этап-контроль над развитием познавательной деятельности. Система мониторинга достижения результатов в образовательной области «Познание». Проводится 2раза в год. Пятый этап-работа с родителями, предполагает активное участие родителей в интеллектуальном развитии ребенка. В нашей группе практикуется: 1)совместная практическая деятельность (участие в проектах, помощь в создании развивающей среды) (фото); 2)индивидуальные консультации по взаимодействию с одаренным ребенком (примеры); 3)поощрение родителей (дипломы). В заключении хотелось бы сказать, что главная задача воспитателей и родителей — привить желание к серьезной творческой работе. Необходимо, чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество и взаимодействие взрослого и ребенка. Каждый педагог должен помнить: «Цели, которые вы ставите в развитии способностей одаренных детей, — реальны. Главное- верьте и действуйте».
|