Дидактическая игра как средство художественно-эстетического развития дошкольников. |
Педагогика | |||
Автор: Горбачева Юлия Анатольевна | |||
12.10.2020 20:21 | |||
Дидактическая игра как средство художественно-эстетического развития дошкольников. В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ особое внимание уделяется художественно — эстетическому развитию дошкольников. Исходя из цели Российской образовательной политики, прописанной в Концепции модернизации российского образования — "развитие личности, способной к самоопределению и самореализации". Проблемы художественно — эстетического развития детей дошкольного возраста определяется тем, что художественно — эстетическое развитие — важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Психолого — педагогические исследования, доказывают, что начала развития творческих способностей детей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер, тип деятельности по сравнению с ранним детством. Этот новый тип деятельности Л.С. Выготский характеризует как переход к творческой деятельности, если иметь в виду тот факт, что во всех видах деятельности дошкольника возникают
своеобразные отношения мысли к действию, именно возможность воплощения замысла, возможность идти от мысли к актуализации. В художественно — эстетическом развитии детей дидактические игры и игрушки, являются ведущими средствами. Как пишут Венгер Л.А. и Мухина В.С., значение, которое имеет игра для ребёнка-дошкольника, учитывается при разработке форм и методов дошкольного воспитания. Любое задание дети принимают и выполняют лучше, если оно даётся в игровой форме. Использование дидактических игр делает обучение более интересным. Дидактическая игра широко охватывает всю личность ребёнка: умственно – эмоциональную, двигательную, волевую сферу, способствует всестороннему развитию детей. Использование дидактических игр способствует развитию ощущений и восприятий, внимания, памяти, наблюдательности, помогают развитию чёткой и выразительной речи. Дидактическая игра носит познавательный характер. При решении разнообразных задач у детей развиваются основные процессы мышления: сравнение, анализ, умозаключение и т.д. Дидактические игры и упражнения могут выполнять ещё одну важную функцию – контроля за состоянием сенсорного развития детей. В общей системе сенсорного воспитания в детском саду дидактические игры, решают учебные задачи. Кроме того, они – хорошая школа использование детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний и, наконец, выполняют функцию контроля за ходом сенсорного восприятия. Осуществление этих функций, особенно функции учебной, требующей системы и последовательности в предъявлении детям обучающих задач, во многом зависит от того, насколько правильно и полно будут использованы возможности дидактических игр и упражнений. Дидактический смысл игр и упражнений как раз заключается в том, что ребёнок получает возможность действовать сам, многократно повторять разнообразные практические операции, действенно ощущать результаты своих умственных и практичных усилий. В этих условиях тот материал, с которым работают дети, свойства, которого они познают, становится основным дидактическим началом в осуществлении задач сенсорного воспитания. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного. Изобразительная деятельность является наиболее эффективным средством для развития у детей творческих способностей, всестороннего развития ребенка – а это одна из важных задач педагогики. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получилось. Создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он начинает осмысливать качество предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учиться их осознанно использовать. Еще в древности заметили, что рисование способствует разностороннему развитию ребенка. Важнейшим условием творчества является развитие восприятия у детей, формирование разнообразного сенсорного опыта. Знания и представления об окружающем педагог формирует целенаправленно. Это специальные наблюдения и рассматривание предмета в ходе дидактических игр. Педагог направляет восприятие ребенка на те, или иные свойства и качества предметов, явлений. Большую роль в обучении и воспитании детей играют дидактические игры. Игра способствует созданию эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторять один и тот же материал без монотонности и скуки. Большое значение для развития произвольного внимания имеет игра. В процессе игры, ребенок учится координировать свои движения сообразно задачам игры, и направлять свои действия в соответствии с ее правилами. Параллельно с произвольным вниманием на основе чувственного опыта развивается и непроизвольное внимание. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. В игре педагог может:
Методика использования дидактических игр в разных возрастных группах Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ. В подготовку к проведению дидактической игры входят:
Проведение дидактических игр включает:
В конце игры педагог спрашивает у детей, поправилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого дня. Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе. Приемы и методы руководства дидактическими играми. Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В такой игре воспитатель знакомит детей с правилами, игровыми действиями, учит, как их надо выполнять. Дети оперируют имеющимися знаниями, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обобщаются. С помощью дидактической игры ребенок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, со свои сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями действиями, выступая в роли болельщика, ребенок получает много новой для себя информации. И это очень важно для его развития. Дети малоактивные, неуверенные в себе, менее подготовленные, как правило, вначале берут на себя роля болельщиков, при этом они учатся у своих товарищей, как надо играть, чтобы выполнить игровую задачу, стать победителем. Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приемами: использованием загадок, считалок, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминания об игре, в которую дети охотно играли раньше. Воспитатель должен так направлять игру, чтобы незаметно для себя не сбиваться на другую форму обучения — на занятия. Секрет успешной организации игры заключается в том, что воспитатель, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу. Дети постепенно начинают понимать, что их поведение в игре может быть иным, чем на занятии. Здесь они могут бурно реагировать на различные действия играющих: хлопать в ладоши, подбадривать, сопереживать, шутить. Воспитатель способствует тому, чтобы игровое настроение сохранялось у детей на протяжении всей игры, чтобы они были увлечены игровой задачей. Большое значение имеет темп игры, заданный воспитателем. Развитие темпа игры имеет определенную динамику. В самом начале дети как бы «разыгрываются», усваивают содержание игровых действий, правила игры и её ход. В этот период темп игры, естественно, более замедленный. К концу эмоциональный настрой несколько снижается и темп игры снова замедляется. Педагог, знающий особенности развития игры, не допускает излишней медлительности и преждевременного ускорения. Объяснение правил, рассказ воспитателя о содержании игры предельно кратки и четки, но понятны детям. Воспитатель с самого начала и до конца игры активно вмешивается в ее ход: отмечает удачные решения, находки ребят, поддерживает шутку, подбадривает застенчивых, вселяет в них уверенность в своих силах. Само название игр (дидактические) определяет их основную функцию — обучение. Но обучение это осуществляется в игровой форме, однако значение этих игр гораздо шире. В дидактических играх содержаться интересные возможности для установки связи детей с изобразительной деятельностью, что способствует формированию у детей более глубоких эстетических знаний, представлений, развитию воображения, творчества, усвоению способов изображения. Они способствуют интеллектуально-эстетическому развитию ребёнка. В процессе дидактических игр у детей накапливается сенсорный опыт, уточняются представления и знания о различных предметах, которые становясь объектом изображения, позволяют детям не только зафиксировать их, но и передать характерные черты и детали. Что нужно: Создать определённую развивающую среду — изготовить игру своими руками, либо приобрести в магазине. Подбор игры, соответствует возрасту детей группы по всем разделам: знакомство с народной игрушкой, изделиями декоративно – прикладного искусства, посудой, скульптурой, произведениями живописи, портретом, натюрмортом, архитектурой. Таким образом, дидактические игры не только решают учебные задачи, но и выполняют функцию контроля за состоянием сенсорного развития детей.
|