Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками |
Педагогика | |||
Автор: Цаплина Ольга Витальевна | |||
26.09.2020 21:24 | |||
Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками Актуальность исследования. Одним из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС ДО является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, которое направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Социально-психологическая готовность к общению в текущее время считается необходимым условием становления личности уже во время дошкольного детства. Базовые личностные качества и психологические отличительные черты ребенка складывающиеся в самом начале детского онтогенеза, имеют огромное значение для его дальнейшего становления. Общение считается важной составляющей личной сферы и гарантирует возможность социально-психологической адаптации ребенка в окружающем его мире. Умения вступать в контакты с иными людьми, устанавливать взаимоотношения с ними, регулировать свое поведение оказывают главное воздействия не только на положительную совместную деятельность, но и на грядущий социальный статус ребенка в современном обществе. Анализ научной литературы, посвященной исследованию общения, его роли и воздействию на психическое и личностное становление ребенка показывает, что данная проблема находится под пристальным вниманием исследователей.
Общение дошкольников исследовалось в работах Т.А. Репиной[4], Н.В. Клюевой[2], В.C. Мухиной, [3] М.И. Лисиной[1], О.О. Папир[5]. М.И. Лисина [1] отмечает, что в дошкольном возрасте дети ищут в сверстнике партнера для обмена радостными эмоциями и сходными действиями, в которых они демонстрируют свои физические возможности. Н.В. Клюева [2] отмечает, что к старшему дошкольному возрасту происходит явная дифференциация детей по их положению в группе: одни дети становятся более предпочитаемыми для большинства сверстников, другие не пользуются особой популярностью – либо отвергаются, либо остаются незамеченными. Обычно в детской группе выделяются 2-3 ребенка, обладающих наибольшей привлекательностью: с ними многие хотят дружить, сидеть рядом, охотно выполняют их просьбы. Обычно таких детей называют лидерами. Вопрос о популярности детей дошкольного возраста решался преимущественно в связи с игровыми способностями детей. Характер социальной активности и инициативности дошкольников в сюжетноролевых играх обсуждался в работах Т.А. Репиной, А.А. Рояк, В.С. Мухиной, Т.В. Антоновой и др. Исследования этих авторов показывают, что положение детей в ролевой игре неодинаково – одни выступают в роли ведущих, другие – в роли ведомых. Предпочтения детей и их популярность в группе во многом зависят от их способности придумать и организовать совместную игру. Как полагает В. С. Мухина [3], успешность в деятельности повышает активность детей в общении: они начинают реализовывать свои притязания, стремятся быть признанными. Признание других людей повышает активность детей в общении, непризнание, напротив, понижает ее: дети становятся пассивными, перестают общаться со взрослыми и сверстниками. Все это сказывается на положении ребенка в группе. В исследовании Т.А. Репиной [4] позиция и положение ребенка в группе исследовались в связи с успешностью ребенка в деятельности. Было показано, что повышение успешности в деятельности увеличивает число положительных форм взаимодействия и повышает социометрический статус ребенка. Успешность в деятельности положительно влияет на активность ребенка в общении и на положение ребенка в группе сверстников Исследование О.О. Папир [5], выполненное под руководством Т.А. Репиной, показывает, что популярные дети сами имеют обостренную, ярко выраженную потребность в общении и в признании, которую стремятся удовлетворить. Следует подчеркнуть, однако, что в ее работе речь идет не о популярности, а о лидерских качествах отдельных детей, которые она определяет через степень социальной бездейственности. Дети-лидеры отличаются высокой инициативностью, богатством и разнообразием инициативных воздейств ий на партнера, общительность Таким образом, в дошкольном возрасте общение со сверстником становится важной частью жизни ребенка. Общение со сверстником отличает ряд специфических особенностей, среди которых: богатство и разнообразие коммуникативных действий; чрезвычайная эмоциональная насыщенность; нестандартность и нерегламентированность коммуникативных проявлений; преобладание инициативных действий над ответными; нечувствительность к воздействиям сверстника. В основе избирательных привязанностей детей могут стоять самые разные качества: инициативность, успешность в игровой или конструктивной деятельности, потребность в общении и признании сверстников, признание взрослого, способность удовлетворят m коммуникативную потребность ровесников, способность к самовыражению. Формирование навыков общения в дошкольном возрасте является залогом гармоничного развития ребенка. Целью нашего исследования является и зучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками. Для решения поставленной цели использовались следующие методы исследования:
Опытно-экспериментальной базой исследования является МБДОУ «Детский сад № 51» г. Арзамас. В исследовании принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста. В ходе исследования нами были применены следующие диагностические методики:
Исследование показало, что к высокому уровню отнесено 5 детей (25%) детей. Дети смогли верно оценить эмоциональное состояние партнера по общению; дети проявили желание помочь сверстникам в случае неудачи в делах. К среднему уровню отнесено 3 детей (15%). Дети не всегда смогли правильно оценить эмоциональное состояние партнера по общению, игре; дети не всегда могли оказать помощь партнеру. К низкому уровню относятся 12 детей (60%). Данные дети не смогли оценить эмоциональное состояние партнера по общению в разных ситуациях: обиды, радости; дошкольники не смогли объяснить причину грустного настроения ребенка, получившего наказание; дети не проявили желания помочь сверстникам. Результаты исследования коммуникативной компетентности дошкольников по методике «Картинки» (по Е.О. Смирновой, Е.А. Калягиной) полученных в ходе данного эксперимента, показал, что к высокому уровню отнесено 3 детей (15%) детей. Данные дети при оценке конфликтных ситуаций чаще всего выбирали стратегию вербального воздействия: «Уговорю, чтобы вернули»; «Скажу, что так нельзя»; «Объясню, как надо». К среднему уровню отнесено 6 детей (30%). Данные дети при оценке конфликтных ситуаций чаще всего выбирали стратегию ухода от ситуации или бесконфликтное решение в пользу других. К низкому уровню к экспериментальной группе относятся 11 детей (55%). Дети при оценке конфликтных ситуаций чаще всего выбирали стратегию агрессии для решения конфликта либо уход от ситуации. Анализ результатов, показал, что к высокому уровню отнесено 2 детей (10%) детей. Данные дети показали умение решать возникающие конфликты, умение договариваться, что говорит о том, что данные дети могут проявлять гуманные отношения к сверстникам. К среднему уровню отнесено в экспериментальной группе 6 детей (30%). Данные дети не всегда способны найти общее решение со сверстниками, не всегда делятся с ними, к результату деятельности своему и партнера относятся по-разному: иногда свой хвалят, а партнера, наоборот, критикуют обидными словами. К низкому уровню к экспериментальной группе относятся 12 детей (60%). Данные дети не умеют договариваться, решать споры, не делятся с партнерами по делу, не оказывают помощь другу, замечают ошибки только у партнера, ругают его работу. Дети не обладают гуманными проявлениями в общении. Анализ результатов, полученных с помощью указанных методик, показал, что большинство детей старшего дошкольного возраста в общении со сверстниками имеют низкий уровень оценивания эмоционального состояния партнера по общению в разных ситуациях, высокий уровень агрессии в решении конфликтных ситуации, а также менее ориентированы на разрешение трудностей и совместную деятельность. Следовательно наша гипотеза, которая заключалась в предположении о том, что изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками позволит р азработать программу психологической помощи по развитию общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками, а также рекомендации воспитателям по данной проблеме. Список литературы:
|