«Игровые педагогические технологии в работе с детьми с ОВЗ»
Игра – самая свободная, естественная форма погружения ребенка в реальную или воображаемую действительность с целью проявления
творчества, активности, самостоятельности, самореализации, собственного «Я».
Игровые технологии — совокупность методов и приемов организации психолого-педагогического процесса в форме различных игр.
Феномен и значение игровой технологии состоит в том, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, творчество, терапию, воспитание, труд.
Целевые аспекты игровых технологий:
- Дидактические: расширение кругозора, формирование и применение определенных умений и навыков на практике;
- Воспитательные: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коммуникативности;
- Развивающие: развитие качеств и структур личности, психических процессов, мотивации к учебной деятельности, творческих способностей;
- Социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.
Дети с ОВЗ – дети, имеющие недостатки в физическом и (или)
психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ являются:
- развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
- развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
- формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
- формирование социальных навыков и социализации
- обеспечение эмоциональной разрядки
Существуют различные технологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ, но организация деятельности с детьми немыслима без использования игровых технологий. Игровая технология — одна из самых доступных, эффективных, имеющая тесную взаимосвязь с другими технологиями.
Ценность педагогической технологии в том, что она:
- конкретизирует современные подходы к оценке достижений дошкольников
- создает условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность.
Эти и другие важнейшие качества не только в процессе специальных занятий, но также в игре, дающей ребенку:
- возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли
- быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества)
- прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».
Значение игры не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится:
- способом обучения
- деятельностью для реализации творчества
- методом терапии
- первым шагом социализации ребенка в обществе.
Воспитательное и обучающее значение игры зависит от:
- знания методики игровой деятельности
- профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр
- учета возрастных и индивидуальных возможностей.
На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована:
- для освоения темы или содержания изучаемого материала
- в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля)
- как образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ.
Главная цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.
Ее задачи:
- Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в условии знаний и умений за счет собственной активности ребенка.
- Подобрать средства активирующие деятельность детей и повышение ее результативности.
Но как любая педагогическая технология, игровая также должна соответствовать следующим требованиям:
- Технологичная схема – описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.
- Научная база – опора на определенную научную концепцию достижения образовательных целей.
- Системность – технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.
- Управляемость – предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.
- Эффективность – должна гарантировать достижение определенного стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.
Игровая педагогическая технология – организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по:
- отбору, разработке, подготовке игр
- включению детей в игровую деятельность
- осуществление самой игры
- подведению итогов, результатов игровой деятельности.
Главные признак педагогической игры в игровой технологии – четко поставленная цель обучения и соответствующие ее педагогические результаты, характеризующиеся учебно – познавательной направленностью.
Виды педагогических игр разнообразны.
Они могут различаться:
- По виду деятельности – двигательные, интеллектуальные, психологические, профориентированные и т.д.;
- По характеру педагогического процесса – обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
- По характеру игровой методики – игры с правилами; игры с правилами устанавливаемыми по ходу игры, игры, где одна часть правил задана условиями игры, и устанавливается в зависимости от ее хода.
- По содержанию – музыкальные, математические, социализирующие, логические и т.д.
- По игровому оборудованию – настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссерские и т.д.
Реализации игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в работе с детьми с ОВЗ проходит в нескольких направлениях:
Направления работы
|
Рекомендуемые игры и упражнения
|
Развитие коммуникативной активности.
|
«Чей голосок», «Водитель», «Остров», «Раздувайся пузырь»
|
Развитие двигательной организации.
|
Глазодвигательные -
- «Часики»
- «Восьмерка»
- «Кукушка»
Дыхательные –
- «Шарик надуваем»
- «Задуваем свечи»
- «Колодец»
Артикуляционная –
- «Велосипед»
- «Лодочка»
- «Гусеница»
|
Развитие психических процессов
|
Развитие быстроты и точности реакции при действии наглядных, звуковых или вербальных сигналов:
- «Хлопушки»
- «Чей голосок»
- «Третий лишний»
Развитие внимания (устойчивости, переключения, распределения)
- «Кто пропал?»
- «Тихо – тихо мы сидим»
Развитие памяти
- Стихотворения
- Песенки
- Стихотворные игры, в том числе двигательные
|
Развитие эмоциональности
|
Развитие понимания эмоциональных состояний, отдельных черт характера:
- «Покажи как»
- «Чебурашка»
- «Козочки и волк»
Развитие имитационно – подражательных выразительных движений и действий, отражающих различные эмоциональные состояния
- «Зоопарк»
- «Птички»
- «Поросята»
|
Развитие всех перечисленных направлений будет актуально в отношении различных категорий детей с ОВЗ.
Список литературы
- 1.Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. –СПб.: Речь, 2001. – 220 с.
- 2.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.Учебное пособие. —М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- 3.Шипицына Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С., Демьянчук Р.В., Яковлева Н.Н.Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Поднауч.ред.проф.Л.М. Шипицыной. – СПб.: «Речь», 2003. – 240 с.
Интернет – источники
- 8.http://doshkolnik.ru/zaniatia-s-detmi/18894.html
|