Управление качеством образования дошкольной образовательной организации |
Педагогика | |||
Автор: Манафова Наида Султанхановна | |||
26.09.2020 09:37 | |||
Управление качеством образования дошкольной образовательной организации Обеспечение доступности качественного образования – ведущая идея модернизации российского образования. Между тем, как показывает практика, возросшая доступность образования без изменения его содержания и форм влияния на социальное положение людей может снижать его качество. Изменились представления о самом качестве. Институциональным проявлением такого изменения является переход от регулирования содержания и объёмов учебного материала, к регулированию требований к условиям, программам и целевым ориентирам дошкольного образования (ФГОС ДО 2013г.). Закон РФ «Об образовании» определяет качество образования как комплексную характеристику. Существующая «проблема качества образования», его повышения стоит на первом месте в разрабатываемых «государственных программах развития образования в России на протяжении последних лет». В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы указано, что системным приоритетом образования «является повышение качества результатов образования на разных уровнях».
Основываясь на определении сущности дошкольного образования, зафиксированного в государственных образовательных стандартах дошкольного образования, категорию «качество дошкольного образования» можно трактовать как удовлетворение запросов семьи, общества и государства на разностороннее развитие и социализацию воспитанника раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта. Понятие «качество образования» в контексте федерального образовательного стандарта дошкольного образования можно рассматривать по 3 направлениям:
По мнению С.В. Ушениной, качество понимается не только как результат деятельности, но и как возможность его достижения в виде внутреннего потенциала и внешних условий, а также как процесс формирования характеристик. Автор данного определения выделяет три группы характеристик:
Качество потенциала выражается такими параметрами, как качество цели и задач образования, качество образовательной программы, качество материально-технической базы образовательного процесса, качество педагогического состава, качество информационно-методической базы, рациональное использование имеющихся ресурсов. Качество формирования профессионализма — это качество технологии образования, контроля образовательного процесса, качество мотивации педагогического состава на творчество и эффективность педагогической работы, качество отношения всех участников образовательных отношений к образовательной деятельности, эффективное управление образованием. Качество результата образования — распознавание и реализация индивидуальных способностей и особенностей обучающихся, успешная социализация и адаптация к следующей степени образования. Достижение характеристик качества зависит от управления, которое обеспечивает их величины, комплекс и сочетание. Наиболее распространенной оценкой качества образования является его соответствие принятым образовательным стандартам. Именно стандартам как единым нормам или эталонам должен подчиняться образовательный процесс во всех организациях системы образования. Для руководителей дошкольных организаций стандарт — это, прежде всего, требование, предписание и оно подлежит выполнению. Именно в таком смысле следует понимать стандарт как обязательный минимум. Определение качества включает в себя два противоречивых аспекта, с одной стороны это мера соответствия стандартам и с другой — мера соответствия ожиданиям и запросам потребителя. И если стандарт представляет собой формализованное отражение качество, то второй аспект, запросы потребителя, это изменчивая составляющая рассматриваемого явления, которая меняется от разности ценностных ориентиров людей и сообществ. Дошкольное детство невозможно отрывать от семейного воспитания, поэтому организация работы с родителями является одной из важных составляющих образовательной деятельности детского сада. Таким образом, можно выделить следующие критерии оценки дошкольной образовательной организации, которые определяют качество дошкольного образования: –профессионализм педагогического состава с учетом ФГОС ДО и профессиональным стандартом педагога; –пространственные условия с учетом индивидуальных потребностей ребенка для его физического, интеллектуального, социального и эмоционального развития; –комфортное пребывание ребенка в дошкольной организации; –готовность дошкольной образовательной организации для сохранения здоровья ребенка; –ориентация дошкольного образования на успешность ребенка на следующей ступени образования; –удовлетворенность потребностей семьи и ребенка в услугах дошкольной образовательной организации. В настоящее время существуют различные способы фиксации степени выраженности критериев оценки качества дошкольного образования (экспертные карты, листы наблюдений, анкетирование и т.д.) Несмотря на то, что для каждой дошкольной образовательной организации показатели качества в узком смысле всегда будут специфичны, так как они зависят от кадрового потенциала, научно-методического обеспечения, от организации образовательного процесса и т.д., есть общие критерии оценки качества, выражающие степень удовлетворенности запросов государства, общества, отдельно взятой личности, что позволяет выстраивать систему повышения качества для любой дошкольной организации. В образовательном процессе ключевой фигурой является педагог. Из чего же состоит качество педагога? Данный вопрос является ключевым и первостепенным в определении качества образования, качества образовательных программ, методик обучения, а также для других составляющих качества образования. Педагог не просто передает знания, но и формирует личность ребенка, его мировоззрение и духовность. Также качество образования зависит от мотивации персонала. У педагогов должен быть соответствующий социальный статус, что обеспечит привлекательность педагогической работы. Занять и сохранить в обозримом будущем образовательной организации достойное место как на рынке образовательных услуг, так и на рынке труда — это значит предоставлять востребованные рынком образовательные услуги и обеспечивать высокое качество молодых специалистов. Для решения этой задачи образовательной организации необходимо эффективная система управления качеством, ориентированная на удовлетворение все возрастающих запросов потребителей. Однако, методика создания таких систем нуждается в совершенстве. Осуществление проектирования реализации программы повышения качества образования через планирование деятельности педагогического коллектива образовательной организации — это контролируемая, развивающая и развивающаяся долговременная деятельность, итогом которой является педагог высокого уровня профессионализма и профессиональной компетентности, влияющий на все критерии повышения качества образования. Повышение профессиональной квалификации педагога, в данной ситуации, будет являться одним из условий успешного внедрения им инновационных образовательных технологий в практическую деятельность и педагогический процесс. Тем самым являясь важнейшим фактором успешной реализации данной программы. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
|