Организация и эффективность работы с родителями дошкольников. |
Педагогика | |||
Автор: Дубова Екатерина Сергеевна | |||
07.09.2020 09:57 | |||
Организация и эффективность работы с родителями дошкольников. Подготовила: Воспитатель высшей категории Дубова Екатерина Сергеевна 2020. Дом — это основа истинной добродетели. Если правильным ценностям не научат в семье, то вероятно, им не научат совсем, Гордон Б. Хинкли За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольные учреждения — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Несмотря на то, что в последнее время и наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.
Проблемы развития и воспитания детей дошкольного возраста изучали многие отечественные и зарубежные учёные, исследователи пришли к выводу, что ни одна из проблем не может быть успешно решена детским садом без сотрудничества с семьей. В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения, прежде всего это сотрудничество и взаимодействие. Сотрудничество — это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать; взаимодействие — это представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Главный момент в контексте "семья — дошкольное учреждение" — личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Придать дошкольному учреждению "открытость внутрь" значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности. Пример открытости демонстрирует педагог, личной готовностью открыть самого себя он "заражает" детей, родителей. Своим примером он вызывает родителей на доверительное общение. "Открытость детского сада внутрь" — это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса — прежде всего дети. И не только потому, что они узнают что-то новое, важнее другое — они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться. "Открытость детского сада наружу" означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами. Содержание работы детского сада в микросоциуме может быть весьма разнообразным, во многом определяется его спецификой. Ее несомненная ценность — в упрочении связи с семьей, расширении социального опыта детей, инициировании активности и творчества сотрудников детского сада, что в свою очередь работает на авторитет дошкольного учреждения, общественного воспитания в целом. В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми. Родители, наблюдая жизнь детского сада "изнутри", начинают понимать объективность многих трудностей и тогда вместо претензий к педагогу, у них возникает желание помочь, принять участие в улучшении условий воспитания в группе, а это — первые ростки сотрудничества. Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей — установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Содержание работы с родителями реализуется в ДОУ через разнообразие форм. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагогов с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями. В настоящее время, в связи с перестройкой системы дошкольного воспитания, практические работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. В своей практике я использую такие формы работы с родителями, как нетрадиционные родительские собрания. Для этого я выбираю интересную и актуальную тему. Составляю план и конспект собрания. В собрании принимают участие не только родители, но и включаю туда деятельность детей, педагогов-специалистов (музыкальный руководитель, педагог-психолог и т.д.). Продумываю красивое и интересное оформление помещения, в котором планируется провести родительское собрание. Родители ставят инсценировки для детей, в костюмах. Вместе отвечают на вопросы, строят, пекут, соревнуются. Дети показывают мини концерт. Практически все собрания я завершаю совместным чаепитием. Родители сами готовят выпечки с детьми дома, что благотворно влияет на эмоциональное состояние детей и родителей. Совместное чаепитие на родительских собраниях так же способствует укреплению отношений между родителями группы и их детей. На практике я увидела, как после проведенных собраний, дети стали приглашать друг друга домой в гости, на дни рождения, просто по выходным. У детей и родителей появляются больше друзей, положительных эмоций от общения друг с другом. Это способствует сплоченности в группе родителей и их детей. В работе с родителями организовываются выставки-конкурсы с участием родителей и детей. Это дает возможность родителю провести время со своим ребенком, вместе выполнить ту или иную работу на заданную тему в ДОУ, увидеть успехи своего ребенка, помочь ему в возможных трудностях. Дети получают за участие в таких выставках призы и грамоты, что способствует желанию трудиться дальше, вызывает у детей интерес. Привлечение родителей к подготовкам праздников, проходящих в ДОУ, тоже является взаимодействием с родителями. Родители помогают в оформлении зала к празднику. Каждая мама готовит костюм своему ребенку. В своей практике по взаимодействию с родителями я так же использую общение и встречи вне ДОУ, которые проходят по выходным дням. Это совместные с родителями и воспитанниками поездки в театры, катания на коньках, походы с развлечениями и чаепитием. Родители и педагоги ДОУ, объединяют свои усилия и обеспечивают эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь детей в детском саду, дома и в не. Совместное чаепитие после собрания. Родительское собрание на тему «Что такое толерантность?» Родительское собрание в форме КВН Совместные досуги в выходные дни
|