Особенности построения организационно – мотивационного этапа НОД в соответствии с ФГОС в ДОУ |
Педагогика | |||
Автор: Баутина Елена Александровна | |||
03.09.2020 11:13 | |||
Особенности построения организационно – мотивационного этапа НОД в соответствии с ФГОС в ДОУ Любая детская деятельность: игра, труд, рисование, образовательная, продук-тивная деятельность должна способствовать развитию детей. Поэтому деятельность педагога необходимо выстраивать таким образом, чтобы дети выполняли не только всё, что от них требуется, но и переносили это в свою самостоятельную деятельность. А это произойдёт лишь в том случае, если новые знания, умения, которые мы стремимся передать детям, будут им нужны и интересны, если у детей будет мотивация. Организационно – мотивационный этап НОД считается наиболее важным, ведь от того как пройдет этот этап зависит успешность проведения всего занятия. Организационно – мотивационный этап НОД состоит из следующих подэтапов:
Формирование представлений о предстоящей деятельности. (Игровая ситуация должна быть непосредственно связана с темой занятия: чему нужно научить детей). Главной задачей на этом этапе является формирование интереса у воспитанников к содержанию НОД, направление внимания детей, раскрытие образовательной задачи. Формирование умений слушать и руководствоваться указаниям взрослого.
3. Постановка проблемы.
В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации: Первый тип — игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по данной схеме:
При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям. Например: НОД аппликация, конструирование, рисование. Игровая мотивация – это методический прием, помогающий в игровой форме руководить детской деятельностью и добиться желаемого результата. Игровая мотивация должна отвечать возрастным особенностям детей. Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне». Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме:
Например: в НОД сенсорика, ИЗО, в трудовой деятельности Третий тип мотивации «Научи меня» — основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим. Например: В игровой деятельности, в НОД старших группах Создание этой мотивации осуществляется по данной схеме:
Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя» — основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими. Например: Художественное конструирование, ручной труд, художественное творчество Создание этой мотивации осуществляется по схеме:
Если ребёнок, уже занят каким – либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач. Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы:
Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки. Особенности работы по созданию игровой мотивации на разных возрастных этапах Младший дошкольный возраст.
Средний возраст. В работе с детьми этого возраста используются два типа игровой мотивации. Первый тип как для предыдущей возрастной группы. Второй тип осуществляется, когда дети принимают на себя роль и действуют в ней. Для этого педагог предлагает детям поиграть. После того, как они согласятся, воспитатель принимает на себя роль, например, мамы-зайчихи и интересуется, кем бы хотели быть дети в этой игре. Обычно они принимают роль детенышей – зайчат. Педагог соглашается со всеми предложениями и по ходу непосредственно образовательной деятельности обращается к детям в соответствии с принятыми ими ролями. В течении 1-2 минут можно организовать действие детей в роли (едят морковку, гуляют по лесу). Затем совместно с детьми, действующими в роли, ставится вначале игровая задача (необходимо что-то сделать: забор от волка), а затем учебная (научимся делать этот забор). В старших группах потребность в создании игровой мотивации сохраняется. Кроме того, помочь данной проблеме могут проблемные ситуации. Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Проблемная ситуация – спланированное, специально задуманное средство, направ-ленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме. Иначе гово-ря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности педагога и детей, при оптимальной самостоятельности дошкольников и под общим направляющим руководством воспитателя, а так же в овладении детьми в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач. Правильно созданная проблемная ситуация способствует тому, что ребенок:
|