ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ДОУ |
Педагогика | |||
Автор: Каюкова Ольга Владимировна | |||
16.07.2020 16:19 | |||
ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ДОУ О.В. Каюкова (МБУ детский сад №33 «Мечта» г.о. Тольятти) «Чтобы иметь будущее, Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь самообразованием? Наука, техника, производство развиваются и совершенствуются непрерывно. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать. В современном мире отмечается заметное повышение социальной роли образования, которое становится главным ресурсом общества. Усиление интеллектуального потенциала, в основе которого заложен приоритет самоценности человека, способного к саморазвитию, – одна из важных задач образования.
Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога. Воспитатель 21 века — это:
- Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов. Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития. Основным инструментом профессионального роста педагога и совершенствования его мастерства всё чаще выступает самообразование. Под самообразованием традиционно понимают познавательную деятель-ность человека, которая:
Таким образом, самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контексте происходящего. Способность к самообразованию не формируется у педагога одновре-менно с получением диплома педагогического вуза, а развивается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа деятельности. Однако это не означает, что самообразованием должен и может заниматься только педагог со стажем. Потребность в самообразовании может возникнуть на любом этапе профессионального роста педагога, т. к. это одно из условий удовлетворения потребности утвердить себя в роли педагога, занять достойное место в обществе через профессию. Например, в классификации Р. Фуллера представлены три стадии профессионального становления педагога, каждая из которых обязательно сопровождается процессом самообразования:
Рассмотрим наиболее часто используемые формы организации самооб-разования педагогов, отметив их преимущества и недостатки. 1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации. Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а так же возможность обмена опытом между коллегами. Недостатки:
2. Получение педагогического образования; получение высшего образования либо второго высшего или второй специальности. Главные достоинства такой формы самообразования:
Недостатки:
3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы. Главные достоинства такой формы самообразования:
Недостатки:
4. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:
Однако, как бы ни был высок уровень способностей педагога к самооб-разованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги, — отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации и др. 5. Сетевые педагогические сообщества — новая форма организации самообразования педагогов. Сетевое педагогическое сообщество — это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию. Главные преимущества этой формы самообразования:
Несмотря на такой широкий спектр форм организации процесса самообразования, ведущую в нем роль играют администрация и методическая служба ДОУ. Именно они способствуют формированию устойчивой потребности в самообразовании, побуждают к изучению новой информации и передового опыта, приучают к самооценке и самоанализу. Каждый педагог, учитывая внутренние и внешние мотивы, запросы, предъявляемые современным обществом, влияние морально-психологиче-ского климата, сложившегося в коллективе, и требования администрации образовательного учреждения, должен определить свою траекторию самосовершенствования и саморазвития. Самообразование педагога начинается с создания определенного настроя на самостоятельную работу, анализа затруднений, постановки проблемы, изучения психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме, планирования и прогнозирования результатов. На этом этапе может помочь анкета "Выявление способности педагога к развитию" — для оценки уровня готовности педагога к саморазвитию (приложение 1). [3, с. 23-27] Педагогам предлагается заполнить, обработать анкету, обсудить полученные данные и сделать соответствующие выводы. Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Поэтому организация самообразования педагогов выстраивается по гибкой схеме, позволяющей приобщать каждого сотрудника, активно включать всю работу по самообразованию в педагогический процесс учреждения. При этом очень важна последовательность действий и постепенность в решении задач. В индивидуальной беседе с заместителем заведующей по ВМР педагог определяет, какая проблема ему интересна или в чем он испытывает затруднения, что нового есть в педагогической практике. Тема должна быть актуальна, её изучение – необходимо самому педагогу. Есть педагоги, которые самостоятельно интересуются всеми инновациями. Заместитель заведующей по ВМР может оказать им помощь в подборе педагогической литературы по теме. Несколько педагогов могут объединиться в работе над темой, близкой к содержанию к одной из годовых задач ДОУ. Технология организации самообразования педагогов может быть пред-ставлена в виде следующих этапов:
3-й этап — практический, во время которого происходит накопление пе-дагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов, формирование методического комплекса, отслеживание текущих и промежуточных результатов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы. 4-й этап — обобщающий. Происходит подведение итогов, оформление результатов по теме, презентация материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов. 5-й этап — внедренческий, на котором педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением. Подводя итог, еще раз подчеркнем, что формы самообразования многообразны:
Результатом усилий педагога являются совершенствование работы с детьми, рост его профессионального мастерства. [2, с. 19-21] Несколько советов занимающимся самообразованием: ВАЖНО, чтобы знания по какому-то вопросу, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого документа. Это заставляет занимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу. ВАЖНО научиться эффективно пользоваться поисковыми системами Интернета, библиотечными каталогами. Это сократит время поиска нужной информации и литературы, так как многие карточки содержат краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге. ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы. Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д. В заключение хочется сказать об известной истине, что получение вузовского диплома — лишь старт, а не финиш. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился педагог, он никогда не сможет считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Постоянное самообразование — вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не "отстать от поезда современности". Литература:
|