Дополнительная программа «Разноцветный мир» |
Педагогика | |||
Автор: Верушкина Светлана Александровна | |||
12.07.2020 15:41 | |||
Дополнительная программа «Разноцветный мир» Срок реализации 1 год ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ: Наименование программы Дополнительная образовательная программа «Наши руки не знают скуки» (далее — Программа) Руководитель программы Воспитатель Верушкина Светлана Александровна Организация-исполнитель МАДОУ «ЦРР — Детский сад №9» г.о. Саранск
Цель программы развитие художественно-творческих способностей у детей 3-6 лет посредством самовыражения через изготовления изделий из пластилина, бумаги, природного и бросового материала. Направленность программы Художественно-эстетическая Срок реализации программы 1 год Вид программы Уровень реализации программы адаптированная дошкольное образование Система реализации контроля за исполнением программы координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив Ожидаемые конечные результаты программы 3-4 года знать:
уметь:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА: 1. Направленность программы. Программа «Наши руки не знают скуки» является программой художественно-эстетической направленности, построена на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой. Программа «Наши руки не знают скуки» – это практический курс обучения приемам лепки, аппликации, конструирования из бумаги и формирования технических умений и навыков работы с разнообразным природным и бросовым материалом. 2. Новизнапрограммы. Новизной и отличительной особенностью программы является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Эмоционально-образное познание мира ребенком в рамках программы я строю по поступательной системе действий: видим (изображение), слышим (слово, звук), чувствуем, представляем, действуем – творим. Программа предполагает органическую взаимосвязь и постоянное взаимодействие трех видов художественной деятельности: изобразительной (лепка); декоративной (украшение – аппликация, работа с разными материалами); конструктивной (постройка – бумажная пластика, объемное и плоскостное конструирование из бумаги и природных материалов). 3. Актуальность программы. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости. Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе и через работу с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из бумаги, лоскутков ткани, пластилина, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. При создании поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей действительности. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам: “Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий”. Дети в процессе работы сравнивают различные материалы между собой, находят общее и различия, создают поделки одних и тех же предметов из бумаги, пластилина, шишек, ватных дисков, коробок и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Следует заметить тот факт, что дети бережнее обращаются с игрушками, которые выполнены их руками, не позволяют другим детям испортить поделку и не ломают их сами. Бережнее начинают обращаться и с другими игрушками, потому что понимают, что для создания каждой игрушки тратится много времени и сил. 4. Отличительные особенности программы. Учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о художественном творчестве, декоративно-прикладном творчестве, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения. Особое внимание уделяется знакомству детей с культурой, традициями и обычаями малой родины. В данной программе предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы. Особое внимание уделено взаимодействию ДОУ с семьёй. 5. Педагогическая целесообразность программы. Основные принципы, заложенные в основу программы:
6. Цель программы: развитие художественно-творческих способностей у детей 3-4 лет посредством самовыражения через изготовления изделий из пластилина, бумаги, природного и бросового материала. 7. Задачи программы. 3-4 года Обучающие задачи:
Воспитательные задачи:
Развивающие задачи:
8. Возраст детей. Данная программа кружка рассчитана на 1 год (вторая младшая, группа), поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения. На занятиях детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы путем активного включения их в творческую деятельность. Группа комплектуется из детей 3-4лет, их количество составляет 12-15 человек. Занятия кружка проходят 2 раза в неделю, всего 72 занятия за учебный год. Программа предполагает проведение двух занятий в неделю с детьми каждой возрастной группы, во второй половине дня. Общее количество занятий в год -72 (с сентября по май). 10. Форма детского образовательного объединения: кружок. Режим организации занятий: 3-4 года – 15 мин., 2 занятия в неделю. 11. Ожидаемые результаты и способы их проверки. В результате освоения программы воспитанники будут: 3-4 года знать:
уметь:
владеть:
12. Форма подведения итогов.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу. В процессе занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, конкурсы, соревнования и другие. 2. Приемы и методы организации. Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
3. Дидактический материал.
4. Техническое оснащение занятий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Список литературы для педагогов 1. Колдина, Д. Н. Лепка с детьми 4-5 лет: методическое пособие / Д. Н. Колдина. – М.: Мозаика – Синтез, 2009. – 80 с. 2. Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: методическое пособие / Т. С. Комарова. – М.: Просвещение, 2009. – 180 с. 3. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду: методическое пособие/ Л. В. Куцакова. – М.: Мозаика-синтез, 2010. – 90 с. 4. Лебедева, Е. Г. Простые поделки из бумаги и пластилина: методическое пособие / Е. Г. Лебедева. – М.: Айрис – Пресс, 2012. – 178 с. 5. Лыкова, И. А. Цветные ладошки: авторская программа / И. А. Лыкова. – М.: Карапуз – дидактика, 2007. – 144 с. 6. Малышева А. Н. Аппликация в детском саду: методическое пособие/ А. Н. Малышева, Н. В. Ермолаева. –Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. — 144 с. 7. Петрова И. М. Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких. И. М. Петрова. – СПб.: «Детство-пресс», 2007. — 32 с. 8. Пойда О.В. Мастерим вместе с детьми. Чудесные поделки из чегоугодно: методическое пособие/ О.В. Пойда. – М.: «ОлмаМедиаГрупп», 2013. – 128 с. 9. Шкицкая, И. О. Аппликации из пластилина: методическое пособие / И. О. Шкицкая. – Ростов на Дону: Феникс, 2014. – 87с. Список литературы для детей 1. Нагибина, М. И. Природные дары для поделок и игры: популярное пособие для родителей и педагогов / М. И. Нагибина. – Ярославль: Академия Холдинг, 2000. – 192с.
|