Как спланировать конструктор тематического пространства в соответствии с ФГОС, при этом поддержать детскую инициативу. |
Педагогика | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Осипова Елена Витальевна | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26.05.2020 22:07 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Как спланировать конструктор тематического пространства в соответствии с ФГОС, при этом поддержать детскую инициативу. В настоящее время мы (воспитатели) работаем над качеством дошкольного образования, осваиваем новые образовательные программы, участвуем в реализации основной образовательной программы в дошкольном учреждении, в котором работаем. Наша работа требует осмысленного и крайне вдумчивого отношения к планированию воспитательно – образовательного процесса. Давайте рассмотрим планирование на примере конструктора тематического пространства по проектной деятельности «Ты и я с книгой лучшие друзья» в средней группе.
Моя задача при планировании организованной образовательной деятельности увидеть задатки способностей каждого воспитанника, предоставить ему возможность для их реализации в тех видах деятельности, к которым он проявляет наибольший интерес, содействовать реализации способностей. Я обязательно учитываю возможность деления детей на подгруппы. Каждый ребенок выбирает значок с обозначением интересующей его деятельности в первую очередь, также он может остаться в выбранной деятельности и продолжить заниматься с другой подгруппой. Наше дело помогать детям, систематизировать информацию. Они учатся через общение со сверстниками, с взрослыми. Важными условиями поддержки детей являются:
В основе планирования тематического пространства лежит амплификация детского развития, и также необходимо учитывать, что в этом возрасте у ребенка происходят в физическом и психическом развитии происходят значительные сдвиги, и все еще характерны неустойчивость внимания, неспособность к длительному волевому усилию, повышенная эмоциональность и, как следствие этого, быстрое снижение работоспособности. Анализируя педагогические наблюдения, я определяю зону актуального развития детей и планирую условия для самостоятельной деятельности, при этом учитывая тот факт, что материал должен быть разнообразным и разноуровневым, интересным и доступным для каждого ребенка. Так, например, в представленном выше тематическом конструкторе в центре игровой активности я предлагаю детям кубики, домино, разрезные картинки, пазлы по сказкам, игру – лото "Узнай сказку по силуэту», настольные игры «Как красной шапочке пройти через лес», «Что лежит в корзинке», игры — лабиринты «Помоги найти дорогу». И всегда есть в запасе несколько игр, которые можно добавить в центр, при потере интереса детьми к уже имеющимся. Особое внимание хочется уделить центру художественной литературы, где у нас располагается картотека для аудиобиблиотеки, и каждый ребенок может самостоятельно с помощью беспроводных наушников прослушать любимую или новую сказку. По тому же принципу определяем наполняемость других центров активности речевого, творческого, познавательного, физического. Так как тематический конструктор – это мой рабочий документ, всегда есть место и возможность дополнить, учитывая выбор ребенка и его инициативу. Организуя образовательную среду для совместной деятельности, я учитываю способность ребенка учиться самостоятельно, взаимодействуя с окружающим миром, возможность приобретения собственного опыта, при этом взрослый (педагог) выступает в роли партнера. Например, планируя работу по речевому направлению развития, я использую такие виды деятельности как тематические беседы «Что такое книга?», «Чему учит сказка?», составление творческих рассказов «Если бы я попал в сказку», сочинение сказок детьми, отгадывание загадок «Назови сказку», прослушивание сказки «Красная шапочка» в наушниках, игра фантазия «Что было бы, если», речевые упражнения «Как шумит лес» и другие. В процессе совместной деятельности дети всегда могут выбрать наиболее актуальный для себя вид. Содержание тематического конструктора группы должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между детьми и взрослым, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права детейна свободный выбор мнений и убеждений.
|