ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ЛИСТЕ БУМАГИ У РЕБЕНКА ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ |
Педагогика | |||
Автор: Большакова Наталия Николаевна | |||
23.05.2020 12:01 | |||
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГИЕНТАЦИИ НА ЛИСТЕ БУМАГИ У РЕБЕНКА ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ Разработала: Большакова Н.Н. Аннотация. В статье раскрывается актуальность проблемы формирования навыков пространственной ориентации у ребенка шестого года жизни. Выявлены особенности формирования навыков пространственной ориентации у ребенка шестого года жизни. Ключевые слова: пространственная ориентация, пространственная ориентация на листе бумаги, старший дошкольный возраст. Развитая пространственная ориентация необходимейшее условие жизнедеятельности современного человека, форма отражения окружающего мира, успешности познания и активного преобразования им действительности. Ориентация в пространстве имеет важное значение в познании окружающего мира и относится к одному из условий социально-бытовой адаптации дошкольников и подготовке их к школе.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что формирование первичных представлений о пространстве должно включаться в содержание образовательной программы детского сада. Особую значимость решение этой задачи приобретает в старшем дошкольном возрасте, так как именно этот период является важной частью подготовки детей к обучению в школе. Как пишет Н. Г. Манелис [3], восприятие пространства можно представить как отражение объективно существующего пространства, оно включает в себя восприятие величины и формы, а также взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они располагаются. Это восприятие имеет больное значение для успешного взаимодействия человека с окружающим его миром. В. Ким [1] отмечает, что в старшем дошкольном возрасте к пространственно ориентированным практическим видам деятельности, относятся например, конструирование, а также изобразительная деятельность. На этих занятиях дошкольника педагог дает вербальную инструкцию с пространственными характеристиками и дети уже выполняют эти задания. Дети занимаются и во время занятий обучаются и формируют умения располагать предметы на полоске слева направо, на листе бумаги: слева, справа, вверху, внизу, посередине. Как указывает исследователь Н. А. Кондюкова [2], формирование необходимых навыков реализовывается через мотивацию детей на совершенствование навыков восприятия пространства, а так же во время проведения с ними различных словесных, настольных и подвижных игр. Т. А. Мусейибова [4] утверждает, для того чтобы научить детей ориентироваться в пространстве необходимо включить ориентировку в трехмерном (основных пространственных направлениях) и двухмерном (на листе бумаги) пространстве. Обязательно нужно подобрать тщательно специальные упражнения, которые постепенно усложняются, а также задания-поручения, задания-игры с различными предметами и без них. Формирование у детей пространственной ориентации идет не только в реальном мире, но и на занятиях по изобразительному искусству, математическому развитию, на индивидуальных занятиях, на музыкальных, на физкультурных. Пространственные представления повышают и улучшают каждый вид деятельности дошкольников, результаты развития в целом, качество получения и освоения знаний. Развивается познавательная деятельность детей, совершенствуются их интеллектуальные, творческие способности, повышается результативность творческой, познавательной и трудовой деятельности. Целью исследования явилось изучение педагогических условий педагогические условия формирования навыков пространственной ориентации на листе бумаги у ребенка шестого года жизни. Предмет исследования – процесс формирования навыков пространственной ориентации на листе бумаги у ребенка шестого года жизни. Мы провели педагогический эксперимент, который состоял из трех этапов (констатирующий, формирующий, контрольный). Целью констатирующего этапа педагогического эксперимента стало выявление уровня навыков пространственной ориентации на листе бумаги у ребенка шестого года жизни. По данным эксперимента, по методике «Ориентировка в окружающем пространстве» средний уровень навыков пространственной ориентации отмечается у 60% (6 дошкольников) – ЭГ, у 50% (5 дошкольников) – КГ. Низкий уровень отмечается у 40% (4 дошкольника) — ЭГ, у 50% (5 дошкольников) – КГ, детей с высоким уровнем не выявлено. По методике «Графический диктант» Д. Б. Эльконина средний уровень навыков пространственной ориентации отмечается у 80% (8 дошкольников) – ЭГ, у 70% (7 дошкольников) – КГ. Низкий уровень у 20% (2 дошкольника) – ЭГ, у 30% (3 дошкольников) – КГ, детей с высоким уровнем не выявлено. На формирующем этапе эксперимента был разработан комплекс занятий и упражнений по формированию навыков пространственной ориентации на листе бумаги у ребенка шестого года жизни. Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу, о том, что формирование навыков пространственной ориентации у ребенка шестого года жизни обеспечивается следующими педагогическими условиями: использование различных игр и упражнений в системе занятий по формирования навыков пространственной ориентации у ребенка шестого года жизни; использование разнообразных форм работы с семьями по формирования навыков пространственной ориентации. ЛИТЕРАТУРА
|