Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ЛИСТЕ БУМАГИ У РЕБЕНКА ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ
Педагогика
Автор: Большакова Наталия Николаевна   
23.05.2020 12:01

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГИЕНТАЦИИ НА ЛИСТЕ БУМАГИ У РЕБЕНКА ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГИЕНТАЦИИ НА ЛИСТЕ БУМАГИ У РЕБЕНКА ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ

Разработала: Большакова Н.Н.

Аннотация. В статье раскрывается актуальность проблемы формирования навыков пространственной ориентации у ребенка шестого года жизни. Выявлены особенности формирования навыков пространственной ориентации у ребенка шестого года жизни.

Ключевые слова: пространственная ориентация, пространственная ориентация на листе бумаги, старший дошкольный возраст.

Развитая пространственная ориентация необходимейшее условие жизнедеятельности современного человека, форма отражения окружающего мира, успешности познания и активного преобразования им действительности. Ориентация в пространстве имеет важное значение в познании окружающего мира и относится к одному из условий социально-бытовой адаптации дошкольников и подготовке их к школе.

 

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что формирование первичных представлений о пространстве должно включаться в содержание образовательной программы детского сада.

Особую значимость решение этой задачи приобретает в старшем дошкольном возрасте, так как именно этот период является важной частью подготовки детей к обучению в школе.

Как пишет Н. Г. Манелис [3], восприятие пространства можно представить как отражение объективно существующего пространства, оно включает в себя восприятие величины и формы, а также взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они располагаются. Это восприятие имеет больное значение для успешного взаимодействия человека с окружающим его миром.

В. Ким [1] отмечает, что в старшем дошкольном возрасте к пространственно ориентированным практическим видам деятельности, относятся например, конструирование, а также изобразительная деятельность. На этих занятиях дошкольника педагог дает вербальную инструкцию с пространственными характеристиками и дети уже выполняют эти задания. Дети занимаются и во время занятий обучаются и формируют умения располагать предметы на полоске слева направо, на листе бумаги: слева, справа, вверху, внизу, посередине.

Как указывает исследователь Н. А. Кондюкова [2], формирование необходимых навыков реализовывается через мотивацию детей на совершенствование навыков восприятия пространства, а так же во время проведения с ними различных словесных, настольных и подвижных игр.

Т. А. Мусейибова [4] утверждает, для того чтобы научить детей ориентироваться в пространстве необходимо включить ориентировку в трехмерном (основных пространственных направлениях) и двухмерном (на листе бумаги) пространстве. Обязательно нужно подобрать тщательно специальные упражнения, которые постепенно усложняются, а также задания-поручения, задания-игры с различными предметами и без них.

Формирование у детей пространственной ориентации идет не только в реальном мире, но и на занятиях по изобразительному искусству, математическому развитию, на индивидуальных занятиях, на музыкальных, на физкультурных. Пространственные представления повышают и улучшают каждый вид деятельности дошкольников, результаты развития в целом, качество получения и освоения знаний. Развивается познавательная деятельность детей, совершенствуются их интеллектуальные, творческие способности, повышается результативность творческой, познавательной и трудовой деятельности.

Целью исследования явилось изучение педагогических условий педагогические условия формирования навыков пространственной ориентации на листе бумаги у ребенка шестого года жизни.

Предмет исследования – процесс формирования навыков пространственной ориентации на листе бумаги у ребенка шестого года жизни.

Мы провели педагогический эксперимент, который состоял из трех этапов (констатирующий, формирующий, контрольный). Целью констатирующего этапа педагогического эксперимента стало выявление уровня навыков пространственной ориентации на листе бумаги у ребенка шестого года жизни.

По данным эксперимента, по методике «Ориентировка в окружающем пространстве» средний уровень навыков пространственной ориентации отмечается у 60% (6 дошкольников) – ЭГ, у 50% (5 дошкольников) – КГ. Низкий уровень отмечается у 40% (4 дошкольника) — ЭГ, у 50% (5 дошкольников) – КГ, детей с высоким уровнем не выявлено.

По методике «Графический диктант» Д. Б. Эльконина средний уровень навыков пространственной ориентации отмечается у 80% (8 дошкольников) – ЭГ, у 70% (7 дошкольников) – КГ. Низкий уровень у 20% (2 дошкольника) – ЭГ, у 30% (3 дошкольников) – КГ, детей с высоким уровнем не выявлено.

На формирующем этапе эксперимента был разработан комплекс занятий и упражнений по формированию навыков пространственной ориентации на листе бумаги у ребенка шестого года жизни.

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу, о том, что формирование навыков пространственной ориентации у ребенка шестого года жизни обеспечивается следующими педагогическими условиями: использование различных игр и упражнений в системе занятий по формирования навыков пространственной ориентации у ребенка шестого года жизни; использование разнообразных форм работы с семьями по формирования навыков пространственной ориентации.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ким, И. В. Формирование пространственных представлений как залог успешного обучения в школе // Наука в современном мире. – Сборник научных трудов Международной научно – практической конференции. – Москва: Издательство Перо, 2017. – С.78-82
  2. Кондюкова, Н. А. Развитие восприятия пространства в старшем дошкольном возрасте // Вестник экспериментального образования. – 2016. – №6. – С.43-58.
  3. Манелис, Н. Г. Развитие оптико-пространственных функций в онтогенезе // Методы нейропсихологической диагностики: хрестоматия: учебное пособие. – Москва: МПСИ, 2014. – С. 425-447.
  4. Мусейибова, Т. А. Дидактические игры в системе обучения детей пространственным ориентировкам // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч.4-6. – Санкт-Петербург, 1994. – 156 с.
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 10. 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета – 2013. – № 6241.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год