Дополнительная общеобразовательная программа студии мультипликации «Веселые картинки» для детей 6-7 лет |
Педагогика | |||
Автор: Дубровская Татьяна Владимировна | |||
20.05.2020 14:21 | |||
Дополнительная общеобразовательная программа студии мультипликации «Веселые картинки» для детей 6-7 лет 1. Целевой раздел. 1. 1. Пояснительная записка. Дополнительная общеразвивающая программа «Веселые картинки» — художественно-эстетической направленности ориентирована на развитие творческих способностей, эмоционально-волевых качеств посредством мультипликации. Актуальностью рассматриваемой темы является приобщение ребенка к современному обществу и раскрытие его творческих способностей через овладение современными технологиями мультипликации.
Также актуальность программы определяется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"), а именно:
Дополнительная общеразвивающая программа «Веселые картинки» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09. 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей», ориентирована наудовлетворение индивидуальных потребностей в художественно-эстетическом и эмоционально-волевом развитии, формировании общей культуры воспитанников ДОО. Таким образом, дополнительная общеразвивающая программа «Веселые картинки», составленная с опорой на положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольногообразования будет способствовать интеграции дошкольного и дополнительного образования, как необходимого условия достижения новых образовательных результатов. Программа «Веселые картинки» разработана с учетом следующих нормативных документов:
Отличительные особенности программы. Мультипликация – это эффективный метод художественно-эстетического развития. Создание мультфильмов совместно с детьми показывает, насколько универсален инструмент, который позволяет раскрыть творческие и совершенствовать познавательные способности ребенка. Мультипликация — это коллективное творчество, развивающее творческие способности детей, улучшающее эмоциональное состояние, что самым положительным образом действует на социализацию ребенка. В процессе создания мультфильмов у детей снижается агрессивность, тревожность, улучшается настроение, повышается самооценка, уверенность в себе, развиваются коммуникативные качества. Стоит заметить: несмотря на то, что знания и возможности детей в процессе обучения растут, желание проявлять творческие способности, познавательная мотивация, творческая активность детей, по мере их взросления, падает. У некоторых детей бывают эмоциональные нарушения, гиперактивность или наоборот, заторможенность, высокая агрессивность, тревожность, нарушена концентрация внимания, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, депрессивные состояния и т.д. В этом случае традиционные методы обучения оказываются малоэффективными, поэтому необходим поиск новых методов и средств социализации детей. Процесс создания мультфильмов не только увлекательный творческий процесс, он развивает и воспитывает детей. Ребята знают, что они хотят сделать, и четко представляют, для чего рисуют, лепят, мастерят. Занятия мультипликацией помогают увидеть привычное по-новому, понять красоту окружающего мира и человеческих отношений. Они формируют эстетический вкус, помогают приобрести технические знания, воспитать любовь к труду. На этих занятиях развиваются творческие способности, воображение, чувство цвета, ритма, восприятие и умение передавать пропорции, объем, движение. А это пригодится человеку любой профессии, в любом виде деятельности, которым он будет заниматься в жизни. Мультфильмы с ранних лет становятся для ребенка дверью в мир культуры, ценностей и смыслов, художественных образов, символов, к сожалению, сейчас уже все больше отодвигая на второй план литературу, а часто и игру. Участие в создании мультфильма, включение результатов его деятельности в общий контекст повышают самооценку ребенка, его значимость, вызывает ощущение сопричастности к чему-то важному, интересному. Герои мультфильмов, даже отрицательные, сохраняют детские черты и потому не могут вызывать полного негатива. Даже наоборот — этим героям сочувствуют, и тем самым снимается агрессия. Мультфильм, как правило, заканчивается позитивно. Он создает положительный эмоциональный настрой. Мультипликация по сравнению с другими методами работы с детьми имеет ряд значимых преимуществ: - Позволяет решать возникающие проблемы с мотивацией детей. Мультфильмы с ранних лет становятся для ребенка дверью в мир культуры, ценностей и смыслов, художественных образов, символов, эмоций. Возможность участвовать в создании мультфильма, включение результатов его деятельности в общий список достижений, повышает самооценку ребенка, его значимость, вызывая ощущение сопричастности к чему-то важному и интересному. - Мультипликация включает в себя занятия различными видами творческой деятельности: изобразительным искусством в различных формах (живопись, графика, фотография, скульптура), литература, музыка. Что позволяет познакомиться с разными видами искусства и обучиться различным техникам, есть возможность не ограничивать себя в выборе чего-то одного. - Главное достоинство мультипликации – феномен оживления персонажей. Анимация (одушевление) свойственна детскому сознанию, однако всегда воспринимается ребенком как чудо, и вызывает неподдельный восторг и удивление, как у детей, так и у взрослых, делающие первые шаги в анимации. - Особую важность имеет достаточно быстрое получение готового продукта – мультфильма. Собственный рисунок может казаться ребенку некрасивым, но при его появлении на экране начинает восприниматься им совсем по-другому. Просмотр и обсуждение мультфильма дает возможность ребенку осознать себя автором. - Возможность использовать в работе современные технические средства (фотоаппарат, смартфон, компьютер), будучи не просто потребителем готовой продукции, а автором и создателем своего неповторимого проекта. Это один из ответов на актуальную проблему взаимодействия детей и «гаджетов». Анимация или мультипликациясоздается при помощи фигур, которые могут быть изготовлены из любого материала (пластилина, бумаги, природных материалов и т.д.). Создание мультфильма в любой технике совместно с ребенком это хороший способ: расширения кругозора; развития мелкой моторики; помогает ребёнку творчески раскрыться, реализоваться; способствует формированию активной жизненной позиции; способствует развитию воображения, которое требует воплощения идей; преодоление эмоциональных нарушений и кризисных состояний. Методологической основой для разработки занятий, используемых в программе являются:
Адресат программы –дети старшего дошкольного возраста 6 — 7 лет. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста: Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах. Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов. Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации. Развитие воображения идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений. В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложнограмматические конструкции. Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников. Формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций. В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу». Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста. Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на одинучебный год (сентябрь-май), общее количество учебных часов для освоения программы – 36 часов. Форма обучения – очная. Особенности организации образовательного процесса – групповая работа в одновозрастном постоянном составе. Режим занятий — 1 раз в неделю, периодичность — с сентября по май включительно; продолжительность – 30 минут. 1. 2 Цели и задачи. Цель программы: Развитие творческих способностей детей через создание короткометражных рисованных, пластилиновых объемных мультфильмов. Задачи:
Основные принципы реализации программы:
В программе используются принципы развития творческой активности:
В течение года планируется снять 3 короткометражных мультфильма в разных техниках: 1. Stopmotion (стоп мошен): В этой технике для создания мультфильма используются предметы, игрушки или сами дети. Stopmotion можно попробовать в самом начале, чтобы объяснить детям суть анимации. Такие мультфильмы можно снимать даже без сценария, а придумывая на ходу. 2. Рисованная техника — перекладка: Перекладка так же довольно простая техника для работы с детьми. Герои изображаются на плотной бумаге и вырезаются. Все подвижные части тела вырезаются отдельно и потом скрепляются (пластилином, ниткой или тонкой проволокой). Перемещая персонажей по фону, изменяя их позы, все покадрово снимается на закрепленный на штативе фотоаппарат. 3. Пластилиновая анимация: Материалом для персонажей и декораций мультфильма служит пластилин. Обычно лепится на каркас. Как и в любой объемной анимации объекты устанавливают на фоне декораций и передвигают, модифицируют между кадрами. Календарно-тематическое планирование. № Название раздела, темы Формы проверки реализации программы Содержание Количество часов 1. «Вводное занятие». Теория: «Немного из истории анимации». Введение в образовательную программу. Диагностика уровня знаний детей. Условия безопасной работы. Инструктаж по технике безопасности. Практика: Игровые технологии на сплочение коллектива. 1 2. «Теоретические основы мультипликации». Теория: Знакомство с видами анимации и этапами создания мультфильмов. Практика: Ответы на вопросы по теме. 1 3. «Выбор сюжета и сценария для нового мультфильма» в технике Stopmotion (стоп мошен) Теория: Выбор сюжета и сценария для нового мультфильма из предложенных сказок, историй и музыкальных композиций. Обсуждение сценария, декораций и героев. Практика: Написание сюжета. 1 4. «Продумывание образа героев». Теория: Закрепление операций за рабочими пара с пошаговым действием. Практика: Изготовление и поиск героев. 1 5. «Продумывание декораций». Теория: Закрепление операций за рабочими пара с пошаговым действием. Практика: Изготовление декораций. 1 6. «Проработка сценария с изготовленными персонажами». Распределение ролей. Практика: работа по сценарию с участием персонажей. 1 7. «Работа с фотоаппаратом, съемка». Теория: Знакомство с процессом цветной цифровой фотосъемки и покадровой съемки сюжета Практика: Покадровая сьемка сюжета мультфильма. 1 8. «Работа с фотоаппаратом, съемка». Теория: Знакомство с процессом цветной цифровой фотосъемки и покадровой съемки сюжета Практика: Покадровая сьемка сюжета мультфильма. 1 9. «Знакомство с программой WindowsMovieMaker, монтаж». Теория: Знакомство с операциями фильма: создание, открытие, сохранение, удаление, перемещение по кадрам, сохранение и просмотр фильма как любого видеофильма, выход из программы. (Создание целостного мультфильма (монтаж) самого фильма осуществляет 1руководитель кружка). 1 10. «Озвучивание мультфильма». Теория: Знакомство с диктофоном и правилами записи голоса. Практика: Операции со звуком и музыкой. 1 11. «Озвучивание мультфильма». Практика: Операции со звуком и музыкой. 1 12. «Создание титров для мультфильма 1 13. «Выпуск мультфильма» Показ мультфильма Просмотр созданного мультфильма, обсуждение 1 14. «Выбор сюжета и сценария для нового мультфильма» в технике рисованная перекладка. Теория: Выбор сюжета и сценария для нового мультфильма из предложенных сказок, историй и музыкальных композиций. Обсуждение сценария, декораций и героев. Практика: Написание сюжета. 1 15. «Продумывание образа героев, зарисока». Теория: Закрепление операций за рабочими пара с пошаговым действием. Практика: Изготовление из бумаги, героев. 1 16. «Продумывание образа героев, зарисовка». Теория: Закрепление операций за рабочими пара с пошаговым действием. Практика: Изготовление из бумаги, героев. 1 17. «Продумывание декораций, зарисовка». Теория: Закрепление операций за рабочими пара с пошаговым действием. Практика: Изготовление из бумаги декораций. 1 18. «Проработка сценария с изготовленными персонажами». Распределение ролей. Практика: работа по сценарию с участием персонажей. 1 19. «Работа с фотоаппаратом. Создание анимации на бумаге». Практика: Покадровая сьемка сюжета мультфильма. 1 20. «Работа с фотоаппаратом. Создание анимации на бумаге». Практика: Покадровая сьемка сюжета мультфильма. 1 21. «Монтаж» Теория: работа с операциями фильма: создание, открытие, сохранение, удаление, перемещение по кадрам, сохранение и просмотр фильма как любого видеофильма, выход из программы. (Создание целостного мультфильма (монтаж) самого фильма осуществляет руководитель кружка). 1 22. «Озвучивание мультфильма». Практика: Операции со звуком и музыкой. 1 23. «Озвучивание мультфильма». Практика: Операции со звуком и музыкой. 1 24. «Создание титров для мультфильма Показ мультфильма 1 25. «Выбор сюжета и сценария для нового мультфильма» в технике пластилиновая анимация. Теория: Выбор сюжета и сценария для нового мультфильма из предложенных сказок, историй и музыкальных композиций. Обсуждение сценария, декораций и героев. Практика: Написание сюжета. 1 26. «Продумывание образа героев, изготовление». Теория: Закрепление операций за рабочими пара с пошаговым действием. Практика: Изготовление из пластилина, героев. 1 27. «Продумывание образа героев, изготовление». Теория: Закрепление операций за рабочими пара с пошаговым действием. Практика: Изготовление из пластилина, героев. 1 28. «Продумывание декораций, изготовление». Теория: Закрепление операций за рабочими пара с пошаговым действием. Практика: Изготовление декораций. 1 29. «Проработка сценария с изготовленными персонажами». Распределение ролей. Практика: работа по сценарию с участием персонажей. 1 30. «Работа с фотоаппаратом, съемка». Практика: Покадровая сьемка сюжета мультфильма. 1 31. «Работа с фотоаппаратом, съемка». Практика: Покадровая сьемка сюжета мультфильма. 1 32. «Монтаж» Теория: работа с операциями фильма: создание, открытие, сохранение, удаление, перемещение по кадрам, сохранение и просмотр фильма как любого видеофильма, выход из программы. (Создание целостного мультфильма (монтаж) самого фильма осуществляет руководитель кружка). 1 33. «Озвучивание мультфильма». Практика: Операции со звуком и музыкой. 1 34. «Озвучивание мультфильма». Практика: Операции со звуком и музыкой. 1 35. «Создание титров для мультфильма 1 36. «Выпуск мультфильма» Показ мультфильма Просмотр созданного мультфильма, обсуждение 1 1. 4. Прогнозируемые результаты и способы их проверки. К окончанию курса дети будут знать:
- о звуковом сопровождении мультфильма. Уметь:
- выступать перед публикой, зрителями.
№ п/п Месяц Число Время проведения занятия Форма занятия Кол-во часов Тема занятия Место проведения Форма контроля
Распределение ролей. Кабинет 7. Октябрь 15. 10 30. 00 НОД 1 «Работа с фотоаппаратом, съемка». Кабинет 8. Октябрь 22. 10 30. 00 НОД 1 «Работа с фотоаппаратом, съемка». Кабинет 9. Ноябрь 5.11 30. 00 НОД 1 «Знакомство с программой WindowsMovieMaker, монтаж». Кабинет 10. Ноябрь 12. 11 30. 00 НОД 1 «Озвучивание мультфильма». Кабинет 11. Ноябрь 19. 11 30. 00 НОД 1 «Озвучивание мультфильма». Кабинет 12. Ноябрь 26. 11 30. 00 НОД 1 «Создание титров для мультфильма Кабинет 13. Декабрь 3.12 30. 00 НОД 1 «Выпуск мультфильма» Кабинет Показ мультфильма 14. Декабрь 10. 12 30. 00 НОД 1 «Выбор сюжета и сценария для нового мультфильма» в технике рисованная перекладка. Кабинет 15. Декабрь 17. 12 30. 00 НОД 1 «Продумывание образа героев, зарисока». Кабинет 16. Декабрь 24. 12 30. 00 НОД 1 «Продумывание образа героев, зарисовка». Кабинет 17. Январь 10. 01 30. 00 НОД 1 «Продумывание декораций, зарисовка». Кабинет 18. Январь 14. 01 30. 00 НОД 1 «Проработка сценария с изготовленными персонажами». Распределение ролей. Кабинет 19. Январь 21. 01 30. 00 НОД 1 «Работа с фотоаппаратом. Создание анимации на бумаге». Кабинет 20. Январь 28. 01 30. 00 НОД 1 «Работа с фотоаппаратом. Создание анимации на бумаге». Кабинет 21. Февраль 4.02 30. 00 НОД 1 «Монтаж» Кабинет 22. Февраль 11. 02 30. 00 НОД 1 «Озвучивание мультфильма». кабинет 23. Февраль 18. 02 30. 00 НОД 1 «Озвучивание мультфильма». Кабинет 24. Февраль 25. 02 30. 00 НОД 1 «Создание титров для мультфильма Кабинет 25. Март 3.03 30. 00 НОД 1 «Выбор сюжета и сценария для нового мультфильма» в технике пластилиновая анимация. Кабинет 26. Март 10. 03 30. 00 НОД 1 «Продумывание образа героев, изготовление». Кабинет 27. Март 17. 03 30. 00 НОД 1 «Продумывание образа героев, изготовление». Кабинет 28. Март 24. 03 30. 00 НОД 1 «Продумывание декораций, изготовление». Кабинет 29. Апрель 7.04 30. 00 НОД 1 «Проработка сценария с изготовленными персонажами». Распределение ролей. Кабинет 30. Апрель 14. 04 30. 00 НОД 1 «Работа с фотоаппаратом, съемка». Кабинет 31. Апрель 21. 04 30. 00 НОД 1 «Работа с фотоаппаратом, съемка». Кабинет 32. Апрель 28. 04 30. 00 НОД 1 «Монтаж» Кабинет 33. Май 5.05 30. 00 НОД 1 «Озвучивание мультфильма». кабинет 34 Май 12. 05 30. 00 НОД 1 «Озвучивание мультфильма». Кабинет 35 Май 19. 05 30. 00 НОД 1 «Создание титров для мультфильма Кабинет 36 Май 26. 05 30. 00 НОД 1 «Выпуск мультфильма» Кабинет Показ мультфильма Количество учебных недель 36 Количество учебных дней 36 Продолжительность каникул 31. 05. 2020- 31. 08. 2020 г. (летние) Дата начала и окончания учебных периодов 4.09.2019-31. 05. 2020 2. 2. Условия реализации программы 2. 2.1. Материально-техническое обеспечение Материально-техническое обеспечение:
- рабочие места для изготовления поделок. Расходные материалы, использующиеся при реализации данной программы:
В реализации программы принимает участие педагог-психолог Дубровская Татьяна Владимировна. 2. 3. Формы аттестации (способы проверки результатов освоения программы). 2. 3.1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: анализ продуктов творчества детей, показ мультфильмов, размещение их на сайте ДОО, журнал посещаемости, грамоты (при наличии конкурсов в образовательной среде). 2. 3.2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: показ готовых мультфильмов, размещение их на сайте ДОО. 2. 4. Оценочные материалы Наблюдение, критерии освоения программы. 2. 5. Методические материалы Особенности организации образовательного процесса – очно. Методы и приемы обучения:
Каждое занятие по теме программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Форма организации образовательного процесса: групповая в количестве не более 10, воспитанники в возрасте 6 — 7 лет. Формы организации НОД: групповая форма. Формы организации учебного занятия: НОД. Педагогические технологии В основу курса положено обучение в порядке постепенного усложнения – от выполнения отдельных тренировочных упражнений по «оживлению» на экране самых простых предметов до изобретения новых анимационных техник, от упражнений с наиболее простыми экранными движениями до сложных постановочных композиций, использующих всю глубину и объем экранного пространства. Таким образом, ребёнок постепенно поднимается по ступенькам знаний, отталкиваясь от того, чему он уже научился. Программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Фронтальная форма работы – это демонстрация таблиц, рисунков, наглядного материала, а также различных технических приёмов работы с пояснением всей группе. Индивидуальная форма работы предполагает дополнительное объяснение задания детям. В ходе групповой работы детям предоставляется возможность самостоятельно построить свою работу на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Групповая работа позволяет выполнить наиболее сложные и масштабные работы с наименьшими материальными затратами. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование детей на создание «творческих пар» или подгрупп с учетом их желания и возможностей. Виды занятий:
Алгоритм НОД: Структура НОД
Используемая литература:
Ресурсы Интернет: 1. http://www. multtherapy. ru/
|