Проект "Кукла в жизни ребёнка" |
Педагогика | |||
Автор: Трусова Елена Александровна | |||
13.05.2015 12:01 | |||
Проект "Кукла в жизни ребёнка" Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №28 «Росинка» Автор проекта: воспитатель Е.А. Трусова. Клинский район 2014 год Кукла — это радость, кукла — это сказка, Людмила Покровская. Актуальность: Пожалуй, самая главная игрушка для детей всех возрастов — это кукла. В куклы дети играли всегда, причем не только девочки, но и мальчики. Разнообразие кукол столь велико, что его трудно привести в какую-то систему, дать классификацию или типологию кукольного мира. Куклы отличаются по материалу и сложности изготовления, по внешнему виду и своей роли в игре. Куклы могут быть сделаны из самого разного материала. Они бывают тряпичными, пластмассовыми, фарфоровыми, резиновыми, деревянными, пластиковыми и пр. Бывают разного размера — от крохотных пупсиков до огромных "девиц", ростом с 5-летнего ребенка. Куклы могут изображать людей всех возрастов: младенцы, малыши, дети-дошкольники. И, наконец, они могут различаться по характеру, что собственно и определяет суть игры и роль самой куклы в этой игре. Кукла по сути своей — отражение образа человека. Для каждого ребенка она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей, вкладывает в уста куклы, свои слова, мысли, переживания, через куклу в душу и в сознание ребенка проникают представления о человеке — красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добром и злом.
Кукла выполняет важную функцию в процессе человеческой социализации. Каждое поколение, развиваясь из своего детства, своего культурного типа и одновременно преодолевая его, оставляет в наследство другому поколению «куклу-знак». Разнообразие ролей, приписываемых кукле, бесконечно. Выбранная тема показалась нам интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Кукла обладает огромным педагогическим потенциалом, способствующим нравственному воспитанию детей. Она развивает в них зарождающееся родительское чувство, является партнёром по общению в игре. Через игры с куклами дети входят в жизнь полноправными членами общества. Постановка проблемы Современные дети несмотря на обилие игрушек в магазине стали играть не меньше, а хуже. Качество игр стремительно падает. Все больше примитивных игровых форм — шалостей, проказ, забав... Анализ игровой деятельности детей нашей группы выявил, что по- прежнему самой популярной игрой является кукла. Кукла – одна из немногих, которую ребёнок выбирает сам, и потому способы игры с ней продиктованы его фантазией, воображением, выдумкой. В игре раскрывается динамика образа куклы, её субъективно – объективный смысл. Для каждого ребёнка она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности. Имея большой накопленный опыт по теме «Народная кукла», мы решили продолжить свою работу в следующем проекте «Кукла в жизни ребёнка», немного его осовременить. В своём проекте мы хотим расширить знания о современной кукле, научить детей использовать куклу по назначению в игровой деятельности, сформировать личностные качества. Мы включаем кукол в жизнь детей, делает участниками детской жизни. Так, кукла, сидя на стуле, смотрит, как дети занимаются или едят, хвалит, кто быстро и аккуратно ест, кто внимателен на занятии. Утром кукла здоровается с детьми и смотрит, как ребята одеваются и умываются, а вечером, перед тем как детей забирают, куклу раздевают и укладывают в кровать, прощаются с ней. В игре, при придумывании диалогов, кукла способствует развитию устной речи, увеличение его словарного запаса. В игре с куклами развивается мелкая моторика ребёнка. Держа в руках игрушки и имея дело с декорациями, ребята визуально и сенсорно познают большое и маленькое, высокое – низкое. Работа по теме проекта «Кукла в жизни ребёнка» реализуется через образовательные области:
Цель проекта: Побуждение интереса к кукле, обогащение и систематизация знаний детей, родителей и педагогов о кукле. Задачи проекта: С детьми:
С родителями:
С воспитателями:
Предметно-развивающая среда:
Участники проекта:
Работа по проекту велась по трём направлениям: Этапы реализации проекта:
Опрос детей в игровой форме на тему «Моя любимая кукла.» Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала по данной теме; Определение цели и задач проекта; Составление плана работы над проектом. Учитывается мнение всех родителей и педагогов; Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
Подбор дидактических и развивающих игр по теме «Кукла в жизни ребёнка»; Разработка и реализация конспектов ННОД; Подбор и выставка художественной литературы и музыкальных произведений; Изготовление практического материала по теме.
Обобщение результатов проекта; Презентация проекта. Ожидаемые результаты проекта: Дети: Развитие устойчивого интереса к куклам; Проявление доброты, заботы, бережного отношения к куклам; Развитие речевой активность детей в разных видах деятельности; Знание детьми стихов, песенок, потешек, загадок, сюжетно-ролевых игр с куклами; Создание выставок детских работ. Родители: Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье; Повышение компетентности родителей при выборе игрушки. Воспитатели: Побуждать воспитателей использовать куклу в педагогическом процессе, применять модель включения куклы в педагогический процесс детского сада, включающую три направления работы с детьми: формирование знаний и интереса к кукле, развитие способов взаимодействия с куклой, «деятельность ради куклы». Предметно-развивающая среда: Оформление картотеки «Дидактические игры с куклой» Оформление картотеки стихов, пословиц, загадок о кукле Оформление картотеки «Куклы наших мама» Разработка серии игр «Одень куклу»; Изготовление игрушек – забав по русским народным сказкам, профессиям. Научно-методическое обеспечение проекта:
Материально-техническое обеспечение проекта:
Описание проекта «Кукла в жизни ребёнка» Первый этап – подготовительный. (сентябрь-октябрь)
Работая над проектом, мы провели опрос в игровой форме на тему «Моя любимая кукла». (Приложение №1). Опрос показал что у большинства детей любимой игрушкой является кукла.
Второй этап – основной. В ходе работы над проектом мы включали кукол в жизнь детей, делали участниками детской жизни. Так, кукла, сидя на стуле, смотрит, как дети занимаются или едят, хвалит, кто быстро и аккуратно ест, кто внимателен на занятии. Утром кукла здоровается с детьми и смотрит, как ребята одеваются и умываются, а вечером, перед тем как детей забирают, куклу раздевают и укладывают в кровать, прощаются с ней. В игре, при придумывании диалогов, кукла способствует развитию устной речи, увеличение его словарного запаса. В игре с куклами развивается мелкая моторика ребёнка. Держа в руках игрушки и имея дело с декорациями, ребята визуально и сенсорно познают большое и маленькое, высокое – низкое. В соответствии с планом составлены конспекты ННОД Разработана серия игр «Одень куклу». Конечно же все детки не любят одеваться, и это далеко не секрет. В каждой игре серии «Одень куклу» есть своя потешка, которая помогает сделать процесс одевания и раздевания более весёлым и интересным. В ходе реализации проекта мы играли с детьми в: дидактические игры «Купаем куклу», «Кукла Оля обедает», «Накормим куклу Машу», «Кукла хочет спать», «Стирка одежды», «Кукла заболела» «Расти, коса, до пояса». сюжетно-ролевые игры «Готовим для кукол обед», «Куклы пришли с прогулки», «К кукле в гости», «Укладываем куклу спать». Совместная деятельность воспитателя с детьми: «Укрась платье куле Кати», «Кукла катя идёт на бал», «Кроватка для кукол» (продуктивно-конструктивная деятельность), «Посуда для кукол», «Укрась фартук для куклы». Серия дидктических игр «Одень куклу» При активном участии родителей созданы картотеки «Куклы наших мам», подобраны раскраски и иллюстрации на тему «Кукла в жизни ребёнка», изготовлены игрушки забавы по русским народным сказкам, профессиям, которые активно используются для совместной деятельности воспитателя и детей, в образовательном процессе, в режимных моментах. Родители приняли участие в изготовлении и выставке «Куклы» Третий этап – заключительный. Для воспитателей была представлена презентация «Кукла в жизни ребёнка» Достигнутые результаты: Дети: Развился устойчивый интерес к куклам; Проявилась доброта, забота, бережное отношение к куклам; Разучили много стихов, песенок, потешек, загадок, сюжетно-ролевых игр с куклами; Создана выставка детских работ. Родители: Обогатился родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье; Повысилась компетентность родителей при выборе игрушки. Воспитатели: Воспитатели активно стали использовать куклу в педагогическом процессе, применять модель включения куклы в педагогический процесс детского сада, включающую три направления работы с детьми: формирование знаний и интереса к кукле, развитие способов взаимодействия с куклой, «деятельность ради куклы». Продукт проекта: Оформлена картотека «Дидактические игры с куклой» Оформлены картотеки стихов, пословиц, загадок о кукле; Оформлена картотека «Куклы наших мама»; Разработана серия игр «Одень куклу»; Изготовлены игрушки – забавы по русским народным сказкам, профессиям. Изготовлена дидактическая кукла, с одеждой по сезонам; Изготовлены куклы «Времена года». По окончании проекта можно сделать следующий вывод: Кукла воспитывает интеллектуально – нравственного человека; Куклы удовлетворяют и развивают в детях инстинкт заботы о тех, кто младше и слабее, который потом перерастает в материнский инстинкт; Куклы позволяют моделировать «взрослую жизнь», что часто и становится темой детских игр; Кукла многому учит ребенка: аккуратности, бережному отношению к вещам, развивает фантазию, воображение. Игрушки – забавы «Профессии» Игрушки-забавы «Русские народные сказки» и «Животные». Дидактическая кукла Куклы «Времена года» Сведения об авторе: Трусова Елена Александровна Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 28 «Росинка». Должность – воспитатель. Возрастная группа – вторая младшая группа. Педагогический стаж работы – 4 года Приложение №1 Опрос детей в игровой форме на тему «Моя любимая кукла»
|