Особенности индивидуальной работы с детьми с задержкой психического развития. Конспект занятия. |
Педагогика | |||
Автор: Болотова Наталья Викторовна | |||
14.03.2020 14:07 | |||
Особенности индивидуальной работы с детьми с задержкой психического развития. Конспект занятия. Учитель-логопед высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №17» Сергиево-Посадского городского округа Болотова Наталья Викторовна Оглавление.
3. Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком старшего возраста.
4. Библиографический список. 1. Особенности индивидуальной работы с детьми. На индивидуальных логопедических занятиях необходимо учитывать:
а) недостаточный опыт распознавания собственных эмоциональных переживаний не позволяет ребенку «узнать» состояние; б) имеющийся у большинства детей с ЗПР негативный опыт взаимодействия со взрослым препятствует прямому и открытому переживанию своего настроения; в) в тех случаях, когда собственное негативное переживание осознается и ребенок готов о нем сказать, часто ему не хватает для этого словарного запаса и элементарного умения формулировать свои мысли; г) наконец, многие дети с ЗПР, особенно обусловленной педагогической запущенностью, развиваются вне культуры человеческих отношений и не имеют каких бы то ни было образцов эффективного информирования другого человека о своих переживаниях. Нормально развивающимся детям также свойственно недостаточное умение вербализовать свои переживания. Но у детей с ЗПР эта недостаточность выражена в еще большей степени. 2. Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. 3. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности и войти в ситуацию диагностики. 4. Задержка речевого развития часто является причиной того, что интуитивное понимание не всегда сопровождается адекватной вербализацией ребенком понимаемого, а в ряде случаев вербальное и невербальное поведение одного и того же ребенка существует как бы независимо друг от друга. Например, Кристина С., показывая на двух «злых» персонажей, заявила: «Я его боюсь». На прямой вопрос экспериментатора: «Ты боишься его потому, что он злой?» — девочка ответила: «Нет, он не злой». 5. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи». 6. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. В любом случае происходит быстрая потеря интереса к работе и снижение работоспособности. Дети с ЗПР менее способны к мобилизации сил, чем нормально развивающиеся. Кроме того, такая мобилизация может привести к еще большему истощению. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления. Однако многие дети с ЗПР легкой формы склонны манипулировать взрослыми, используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения, целенаправленности, целесообразности действий, применения волевых усилий. 7. В отличие от нормально развивающихся дошкольников, которые любят заниматься и часто сами просят «дать им задание», дети с ЗПР интереса к учебным занятиям почти не проявляют. Некоторые прямо заявляют: «Я не люблю заниматься!» Поэтому для ребенка с ЗПР нецелесообразно представлять занятие или испытание как игру. Очень успешным оказывается опыт предъявления занятия в качестве попытки лучше узнать ребенка. Фразы вроде «Мне очень нравится с тобой разговаривать», «Мне сказали, что только ты можешь мне помочь», «Я собираюсь написать про тебя книгу» воспринимаются детьми с ЗПР некритично и, как правило, приводят к тому, что ребенок начинает сам стремиться к установлению контакта спедагогом. Возможным объяснением этой особенности детей с ЗПР является тот факт, что большинство из них живут в условиях дефицита родительского тепла и любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости, необходимого для формирования позитивного восприятия себя и других. Особенности звукопроизношения у детей с задержкой психического развития Фонетические дефекты разнообразны по своим проявлениям и механизмам образования (например, нарушения в речевой моторике, аномалии в строении речевого аппарата, несформированность речеслуховых дифференцировок, дефекты в строении зубного ряда, укороченная подъязычная связка, толстый язык и т.д. - Одним из основных видов нарушения является смешение сложных по артикуляции звуков (например, свистящие и шипящие), при этом наблюдаются стойкие замены. - Соноры (л – в). - Автоматизация звуков происходит значительно медленнее, чем постановка, что происходит за счёт аналитической деятельности. - Есть затруднения в удержании порядка и количества слогового ряда. - Отмечается недостаточность речевой моторики, что проявляется в особенностях движения артикуляционного аппарата, таких как: напряжение мышц языка, вялость кончика языка, трудности переключения с одного положения на другое, плавность переключения. - Смазывают слова сложной слоговой структуры. Отсюда, речь вялая, нечёткая, интонационно невыразительная. (Тут необходимо отметить, что эти негрубые дефекты являются результатом недостаточной моторной функции артикуляционного аппарата и малой подвижности речевых органов.) Анализ и синтез звуковой и звукобуквенный – это их диагностический признак. Исправляется с большим трудом и за больший период. Обычно к шести годам примерно половина таких детей могут выделить гласный в начале слова; в середине и конце слова выделить гласный могут очень немногие. Немного меньше половины из таких детей способны выделить согласный в начале слова; выделение согласного в конце слова, при стечении согласных является для таких детей наиболее трудным. Последовательно выделить звуки в слове такие дети тоже не могут. Лексический запас детей с задержкой психического развития. Своеобразие словарного запаса и понимания речи связано у детей с задержкой психического развития с их интеллектуальной и эмоциональной незрелостью. Основные затруднения:
- действие в предложении не выделяют отдельно, а соединяют с другим словом (пришла – пришла зима). 6) Ограниченно и недифференцированно используют слова, обозначающие признаки и свойства предметов:
- при подборе антонимов добавляют частицу НЕ. Отсутствие в словарном запасе ребёнка слов эмоциональной окраски приводит к обеднению их собственных высказываний и затрудняет восприятие художественной литературы. 7) Способность к словообразованию у детей с ЗПР сохранна, в отличие от детей с общим недоразвитием речи. Но т.к. они не умеют выделять и называть признаки предмета, то они признак предмета образуют от самого предмета (например, дерево. Деревянное). 8) Также затруднение представляет включение в предложение имён прилагательных. Прилагательные превращают в существительные (например, составить предложение со словом «круглый». – Кружок). Грамматический строй речи у детей с задержкой психического развития. Бытовая речь производит впечатление благополучной. Категория числа и падежа, в основном, используется ими адекватно. Основные затруднения:
Особенности чтения у детей с ЗПР. - Особые трудности вызывают слова со стечением согласных. - Сложности восприятия в тексте большого количества действующих лиц, непонятны поступки героев. Текст могут воспринимать фрагментарно из-за нарушений внимания и памяти. - Ошибки в дифференциации графем, имеющих сходные элементы. - Смешивают буквы Е, Ё, Ю, Я. - Чтение мягких согласных.
|