Развитие детского интеллекта в процессе игровой деятельности |
Педагогика | |||
Автор: Шамратова Юли Ибрагимовна | |||
13.03.2020 09:17 | |||
Развитие детского интеллекта в процессе игровой деятельности Юли Ибрагимовна Шамратова, воспитатель I квалификационной категории ХМАО – Югра, г. Когалым МАДОУ «Колокольчик» Дошкольное детство – период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становления основ индивидуальности. Главная задача дошкольного учреждения состоит в том, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным, гармонично развитым и деятельным. Основной вид деятельности дошкольника- это, как известно, игра. В игре развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Отличительная способность игровой деятельности – в ее добровольности, высокой активной и контактной зависимости участников. Игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности в реальной жизни. [2, с 3]. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной, снимает излишнюю нагрузку обучения, вызывает интерес у детей, желание заниматься играми.
Формированию у детей интеллектуальных умений и навыков предоставляют возможность использование различных игр, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение; требуют не только умственных, но и волевых усилий — организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива. [1, 9с. ]. Приоритетным направлением работы нашего детского сада, является интеллектуальное развитие дошкольников. Занятия проходят в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы. Программа направлена на развитие у детей умственных способностей. Особое внимание уделено формированию у дошкольников способов решения познавательных и творческих задач. Со средней группы мы делаем уклон на развивающие игры В.В. Воскобовича. К достоинствам этих игр можно отнести:
С одной и той же игрой могут заниматься дети и трех, и шести – семи лет. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий.
С помощью игр можно решать большое количество образовательных задач:
-Совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи. Такая вариативность определяется конструкцией игры и сочетанием материалов, из которых она сделана.
Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым. Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг». [3, 12с. ]. К самой простой игре можно отнести «Геоконт». В народе эту игру называют "дощечкой с гвоздиками". Но для ребят — это не просто доска, а сказка – «Малыш Гео, Ворон Метр и я, дядя Слава». На игровое поле "Геоконт" нанесена координатная сетка. На гвоздики натягиваются "паутинки" (разноцветная резинка), и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов. В результате у ребят развиваются моторика кисти и пальцев рук, сенсорные способности (ощущение цвета, формы, величины), мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей), творческие способности. Малыши создают их по примеру взрослого или по собственному замыслу, а дети старшего возраста — по схеме-образцу и словесной модели. [2, 17с. ]. Нетрадиционные развивающие игры помогают воспитывать интерес, способность к исследованию и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Желание достичь цели — составить фигуру, модель, дать ответ, получить результат — стимулирует активность, проявление нравственно — волевых усилий. Использование этих игр в педагогическом процессе позволило нам перестроить образовательную деятельность: перейти от обычных занятий к игровой деятельности. Работа по развивающим играм Воскобовича эффективна. Зафиксированы положительные результаты диагностики уровня развития детей. Наши дети всегда заняты и не спрашивают во что им играть. Они играют и учатся. Воспитатели нашего детского сада верят, что игра – лучшая подготовка ребенка к будущей жизни. Таким образом, прогрессивное развивающее значение игры состоит в реализации возможностей всестороннего развития ребенка, в подготовке его к учебной деятельности, что является главным в психологической готовности ребенка к обучению. Использование нетрадиционного дидактического материала, как во время занятий, так и в свободной деятельности детей, помогает развитию интеллектуальных способностей и логико — математического мышления. Используемая литература
|