Необходимые условия для социально-эмоционального развития детей в детском саду. |
Педагогика | |||
Автор: Аккуратнова Ирина Васильевна | |||
22.02.2020 07:07 | |||
Необходимые условия для социально-эмоционального развития детей в детском саду. Педагогическая статья. Достижения цивилизации открывают ребенку новые возможности с первых месяцев его жизни. Расширяется диапазон электронных информационных и образовательных ресурсов. Появляются новые формы и виды информационной продукции для детей. Улучшается материальное обеспечение детей в большинстве семей и в образовательных учреждениях Повышается внимание к образованию детей со стороны родителей и государства. В настоящее время дошкольное образование является полноценным уровнем общего образования наряду с начальным, основным и средним. Это положение, зафиксировано Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). В Федеральном государственном образовательном стандарте впервые на законодательном уровне одной из основных задач является “охрана и укрепление эмоционального благополучия детей”.
Эмоциональное благополучие – это уверенность ребёнка в себе, чувство защищенности, положительное самочувствие от сознания собственных успехов. Эти чувства и ощущения во многом зависят от того, как складываются отношения ребёнка с окружающими людьми и сверстниками. Роль дошкольного образования заключается в подготовке ребенка к полноценной деятельности в новом изменяющемся мире, формировании активной индивидуальной и творческой позиции, нравственных ценностей и норм, помогающих позитивной социализации. Мои наблюдения за событиями, происходящими в последнее время в обществе и образовании показывают, что даже самый знающий, самый талантливый ребенок не будет успешным, если имеет низкую самооценку, не умеет выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми, не умеет вести диалог и отстаивать свою точку зрения. Мне захотелось помимо знаний, умений и навыков заложить такие основы, которые помогли бы им быть успешными в жизни независимо от того какой у них интеллект, есть ли способность к рисованию, пению, танцам. Именно поэтому, первостепенным в моей педагогической деятельности стало социально-эмоциональное развитие ребенка. Педагогическая работа выстроена в четыре этапа. 1 этап: Это период работы с детьми 3-4 лет. Именно в этом возрасте ребенок чаще всего попадает в детский сад и попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Задачей воспитателя является создание условий для самовыражения, объединить всех детей совместной деятельностью, способствовать повышению уверенности в своих силах. Для решения этих задач используются развивающие игры, этюды, рассматривание рисунков и фотографий, чтение художественных произведений, слушание музыкальных произведений, рисование. 2 этап: На этом этапе решается задача познания ребенком себя через отношения с окружающими. Надежным союзником в этом непростом деле – постижении себя –должен стать взрослый (воспитатель или родитель). Работа проводится в форме игровых упражнений, индивидуальных, групповых бесед, используется психогимнастика, игры –драматизации. Музыкальные игры. 3 этап: На этом этапе у детей формируется умение осознавать как меняется человек с возрастом, достоинства других людей. За что ценят люди друг друга. Воспитанники испытывают потребность в доброжелательности, развивается чувство юмора. Дети познают язык эмоций, правильно воспринимают образы разных героев сказок. Узнают о гендерных различиях. Начинается смысловая поисковая деятельность для себя, для других, предвидение последствий своих действий т.е. саморегуляция отношений со сверстниками. Взаимодействуя друг с другом, учатся договариваться, слушать друг друга. 4 этап: На этом этапе ребенок прислушивается к собственным ощущениям, рассказывает о своих чувствах, переживаниях, впечатлениях. Дошкольник начинает понимать, что между всеми пережитыми им состояниями существует тесная связь боль- рождает отрицательные эмоции; приятная музыка и любимое дело- поднимает настроение. В совместной деятельности воспитателя и ребенка уделяется большое внимание поиску своего места в обществе сверстников, выделение своего «Я». Уделяется большое внимание воспитанию социальных и этических норм, формированию практических умений управления своим поведением, самостоятельному решению конфликтных ситуаций, умению решать конфликтные ситуации со сверстниками. Семья важнейшая составляющая социальной ситуации развития ребенка, его «эмоциональный тыл». Если в семье ребенка царит доброжелательность, любовь, это срабатывает как положительный фактор и, наоборот, в атмосфере холодного отчуждения и постоянных конфликтов вырастают дети с психическими расстройствами и личностными проблемами. Чтобы заинтересовать родителей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать своими союзниками необходимо использовать традиционные и нетрадиционные формы работы:
Эти формы работы оптимизируют детско- родительские отношения, позволяют лучше узнать желания, переживания и индивидуальные особенности своего ребенка. Задачи социально-эмоционального развития воспитанников осуществляются через социальное партнерство с ближайшими учреждениями культуры, образования, спорта. Участвуя в мероприятиях, проводимых этими учреждениями у детей развивается кругозор, обогащается эмоциональный мир, развиваются задатки креативности. В результате проводимой работы дети:
|