Дополнительная образовательная программа «Добрая сказка» |
Педагогика | |||
Автор: Черняк Ирина Леонтьевна | |||
15.11.2019 10:15 | |||
Дополнительная образовательная программа «Добрая сказка» Возраст обучающихся 5-7 лет Срок реализации 2 года Воспитатель: Черняк Ирина Леонтьевна. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа художественно – эстетической направленности Для детей старшего дошкольного возраста «Добрая сказка» Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в ДОУ введены дополнительные занятия по театрализованной деятельности, которые проводит педагог дополнительного образования.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 5—7 лет (старшая и подготовительная группы). Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе. Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Задачи по формированию у старших дошкольников художественно-эстетического сознания, развитию творческих способностей
Программа предполагает проведение два занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия: 30 мин — старшая группа, 30 мин — подготовительная группа. Общее количество учебных занятий в год — 68. Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза и год: вводный — в сентябре, итоговый — в мае. Основные направления программы: 1. Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения и фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок. 2. Музыкально-творческое. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации. 3. Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка. Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи. 4. Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве. Ваш ребенок получит ответы на вопросы:
5. Работа над спектаклем. Базируется на авторских сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).
Работа над разделами программы продолжается в процессе всего обучения детей. Содержание разделов в зависимости от этапа обучения расширяется, углубляется. Результатом работы студии являются спектакли и театрализованные праздники, в которых принимают участие все без исключения студийцы вне зависимости от уровня их подготовки и натренированности. Программа составлена с учетом реализации интеграции.
Функции программы: Коммуникативная функция: - различать ситуации общения, на этой основе определять собственные цели и цели партнеров по общению - понимать состояния и поступки других людей - выбирать адекватные способы поведения в данной ситуации и уметь преобразовывать ее с целью оптимизации общения с окружающими - сотрудничать (с взрослыми и с детьми разного возраста) в предложенных формах - проявлять инициативу в установлении контактов - высказывать свое отношение к поступкам окружающих людей, происходящим событиям Социокультурная функция: Музыкально-театрализованная деятельность обеспечивает ребенку не только удовлетворение потребностей в самовыражении, но и позволяет обогатить социальный опыт. Ведь именно в театрализованной деятельности в наиболее сконцентрированном виде разворачивается механизм идентификации (уподобления), лежащий в основе многих. Коррекционно-развивающая функция: Обеспечивает соотнесение характеристик игровой деятельности с условно-нормативными данными (по конкретному возрасту). Она способствует выявлению отклонений и составлению плана педагогических мероприятий по внесению позитивных изменений, дополнений в структуру личности и деятельности ребенка. Таким образом, музыкально-театрализованная деятельность посредством данной функции способствует формированию и развитию психических процессов и качеств личности. В процессе театрализованной деятельности происходит переход от воспитания к самовоспитанию, к работе над своей волей, характером, над созданием положительных качеств личности. Воспитательная функция: Театрализованная деятельность способствует формированию определенных качеств, свойств и отношений личности. Тематика и содержание занятий имеют нравственную направленность, которая собственно и заключается в каждой сказке. Таким образом, незаметно для себя ребенок делает своим достоянием положительные качества персонажа и освобождается от отрицательных. Обучающая функция: Это специфическая особенность театра, позволяющая формировать эстетические вкусы, способности и потребности человека и тем самым ценностно ориентировать его в мире; пробуждать творческий дух, творческое начало личности и умение творить по законам красоты. Развлекательная функция: Сопровождает и окрашивает все функции театрализованной деятельности. Она связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости, наслаждения, позволяет стимулировать положительные эмоции, отвлекать от нежелательных, грустных мыслей и переживаний, пробуждать интерес к данной деятельности.
|