Реалистичность тьюторства в российском образовании |
Педагогика | |||
Автор: Коршикова Марина Георгиевна | |||
11.07.2019 15:13 | |||
Реалистичность тьюторства в российском образовании Тьюторство все больше и больше вызывает интерес в нашей стране, как и все то, что отличается новизной и неизвестностью. В настоящий момент профессия «тьютор» быстро завоёвывает популярность, становится весьма востребованной, а само тьюторство воспринимается как тренд развития современного образования. В настоящий момент различного рода сопровождения личности осуществляют психологи, психотерапевты, социальные педагоги, и т. д. Особое место в этом ряду принадлежит тьютору. Тьютор – новая профессия для российского образования. Реформируемая образовательная среда нуждается в новом специалисте, который не будет как учитель, передавать знания, а поможет обучаемому выстраивать свою индивидуальную образовательную программу (ИОП).
Тьюторское педагогическое движение в России насчитывает почти двадцать лет. С самого начала оно сочетало в себе научный и практический поиск, результаты которого в концентрированном виде представлялись на всероссийских тьюторских конференциях (г. Томск, с 1996 г.) Однако в последние годы сложились условия и потребность в более широком распространении идей и практики тьюторского сопровождения как особой педагогической деятельности по сопровождению формирования и реализации индивидуальных образовательных программ (ИОП). Профессию «тьютор» в современном мире профессий можно отнести к типу профессий «человек-человек», к классу преобразующих профессий. Основная цель (задачи) вида профессиональной деятельности: тьютор работает с человеком или группой лиц (в том числе с ОВЗ), обеспечивая сопровождение процесса индивидуализации тьюторанта (тьюторантов) в освоении им (ими) ресурсов социальной среды для образовательного, профессионального или личностного развития. Тьютор содействует в решении актуальных для тьюторанта жизненных задач, развитию компетентностей по рефлексии социального и образовательного опыта, самоопределению, самоорганизации, самообразованию и самореализации в социальной среде. Сопровождение процесса индивидуализации несовершеннолетних лиц осуществляется с учётом мнения их родителей (законных представителей) и возможностей их ближайшего окружения. С 2008 года должность тьютора официально закреплена в перечнях должностей в сфере образования (источник: приказы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 г. № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования», № 217н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования). Целью профессиональной тьюторской деятельности является сопровождение разработки и реализации каждым обучающимся индивидуальной образовательной программы (ИОП). Тьюторство по праву занимает прочное положение в образовательных организациях, особенно в свете инклюзивного (интегративного) образования, где роль тьюторства, как сопровождение и наставничество в социально – образовательной среде детей не просто велика, но и необходима. Если говорить о роли тьюторства в образовательных организациях, можно предположить, что роль тьютора действительно важна, ведь помощь и поддержка детей в социально — образовательном пространстве зачастую необходима не только детям с ОВЗ, но и тем детям, у которых имеются проблемы в усвоении учебной программы, социально – психологические проблемы (педагогическая запущенность, школьная дезадаптация и т.д.), а также «одаренным» детям. Но если речь идет о дошкольной организации, необходимо ли тьюторство в детском саду? Как можно организовать тьюторский процесс в организациях такого типа? Необходимо вернуться к тому, что тьюторство прочно связано с инклюзивным образованием, а значит и в дошкольных организациях тьютор может и должен помочь «особым» детям адаптироваться к тем условиям, в которые он попадает, при этом успешно развиваться в соответствии с программой, но имея возможность индивидуальной деятельности. Тьюторство предполагает, что весь образовательный процесс можно индивидуализировать в соответствии с особенностями ребенка, его потребностями и возможностями. В организациях дошкольного типа используется та или иная программа, которая предполагает, что в образовательном процессе ребенок так или иначе должен усвоить весь материал, особенно это проявляется в подготовительных группах, где зачастую стоит цель: подготовить ребенка к школе, по принципу преемственности в образовательных учреждениях. Но и в детских садах есть дети с проблемами в процессе развития. Вот тут и необходимо обратиться к тьюторству. Тьютор сможет не только создать индивидуальную программу для усвоения ребенком материала или норм и правил поведения в социуме. Он составит образовательный процесс так, что учитывая особенности ребенка, будет возможно усвоение программы соответственно требованиям. Тьютором в дошкольном образовании может выступать воспитатель, который поможет ребенку в успешном преодолении трудностей. Тьюторство в дошкольных учреждениях позволит не только помочь детям в усвоении программы, но и даст возможность развивать ребенка в соответствии с его возможностями, не нарушая процесс развития остальных детей. Нужен ли тьютор в детском саду? Несомненно, именно в детском саду можно составить индивидуальную образовательную программу, научить ребенка учиться, что увеличивает вероятность того, что в школе этому ребенку будет проще влиться в образовательный процесс. Тьютор не только поможет в образовательном процессе, он сделает этот процесс ориентированным на личность ребенка, его возможности. Важно понимать, что тьютор это не нянька, которая ежесекундно находиться с ребенком, решает за него проблемы и полностью контролирует каждый его шаг, а специалист, задача которого помочь ребенку в соответствии с его особенностями и возможностями решать его проблемы (в развитии, социализации) в индивидуальном порядке. Тьютор работает с родителями и педагогами для решения тех или иных задач в воспитании и обучении, выступая в роли консультанта в отношении конкретного ребенка. Задачи, реализуемые тьютором, разнообразны:
Таким образом, можно выделить, что тьютор — специалист, который нужен не только в рамках инклюзивного образования в школе, но и в детском саду. На сегодняшний день данная профессия приобретает особую значимость, именно в детском саду. Несмотря на высокий уровень профессиональной подготовки воспитателя, ему просто невозможно уделить достаточно времени, которое необходимо, чтобы помочь ребенку с особыми потребностями. При этом компетентность тьютора может решить их за более короткий промежуток времени, так как он работает целенаправленно с одним ребенком. Мне видится, что тьютор не дань моде и его роль в образовании в целом, очень значима. Каждый ребенок может реализовать свои возможности, если ему помочь.
|