«ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ» ДОШКОЛЬНИКИ С ОВЗ В ДЕТСКОМ САДУ |
Педагогика | |||
Автор: Ильгова Светлана Николаевна | |||
08.07.2019 21:40 | |||
«ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ» ДОШКОЛЬНИКИ С ОВЗ В ДЕТСКОМ САДУ Педагог-психолог ДОУ № 107 «Боровичок» Ильгова с.н. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные медико-психолого-педагогической комиссией и препятствующие получению образованию без создания специальных условий. (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Статья 2.16) Слайд 3 Фундаментальный принцип «образование для всех» состоит в том, что каждый человек должен иметь возможность учиться. Основополагающий принцип инклюзивного образования – все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь.
Слайд 4 Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития. Слайд 5 ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ говорит о том, что:
Слайд 6 В ДОУ создается психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) Целями деятельности ПМПк являются коллективная разработка и планирование системы комплексного сопровождения воспитанников. Задачи ПМПк:
Слайд 7 Структура деятельности ПМПк в ДОУ
Слайд 8 Для оказания воспитаннику с ОВЗ комплексной помощи по преодолению трудностей освоения программы дошкольного образования проводится:
- построение их деятельности по принципу команды: - работа ведется в течение всего периода пребывания ребенка в ДОУ: - отслеживаются и результаты дальнейшего дошкольного образования. Деятельность консилиума осуществляется в три этапа (можно сказать три заседания): - Подготовительный (сентябрь, октябрь) - Промежуточный (декабрь- январь) - Итоговый (май) Слайд 9 Команда работает в следующих направлениях: 1. Диагностическое направление 1. 1. Изучение документации ПМПК 1. 2. Первичное обследование и мониторинг всеми специалистами ДОУ 1. 3. Ознакомительные беседы с родителями (о раннем развитии, проблемах ребенка, планах и «ожиданиях» родителей, выявление детско-родительских и семейных проблем). 1. 4. Индивидуальное консультирование родителей о результатах мониторинга 1. 5. Проведение срезового, итогового мониторинга после каждого периода обучения, отслеживание «+» или «-» динамики, причин, обсуждение результатов на мини-ПМПк с целью определения дальнейших направлений коррекционно-развивающей работы. Слайд 10 2. Коррекционно-развивающее направление 2. 1. Обсуждение выявленных специалистами трудностей освоения образовательных областей на заседаниях ПМПк. 2. 2. Определение программы обучения воспитанника (соответствие возрастной норме) 2. 3. Решение о создании индивидуальной программы / плана сопровождения,
- определение сроков работы (периода работы) 2. 4. Коррекционно — развивающая работа по периодам 3. Консультационно-просветительское направление 3. 1. Комплексная помощь воспитаннику, родителям, педагогам 3. 2. Включение родителей в образовательный процесс Слайд 11 Что необходимо для составления карты индивидуального развития. Под руководством психологов в дошкольных учреждениях разрабатываются индивидуальные карты развития определенного содержания. Составлению карты предшествует изучение ребенка. План изучения традиционно включает такие мероприятия, как:
Такой план диагностики отвечает принципам комплексного, всестороннего и целостного изучения ребенка. Слайд 12 На что необходимо обращать, если отклонения не ярко выражены Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с выраженными отклонениями, обследованием занимаются специалисты определенного профиля, а воспитатель знакомится с полученными ими данными. Если отклонения не ярко выражены, главной фигурой в процессе обследования является воспитатель. На что целесообразно обратить внимание педагогу, чтобы выявить либо отклонения, либо факторы риска в развитии ребенка? 1. При беседе с родителями, кроме обычных сведений о составе семьи, ее материальном и социальном благополучии, важно понять, что родители ожидают от дошкольного учреждения. Многие дошкольные образовательные учреждения разрабатывают для этого стандартизованные анкеты и рассматривают ожидания родителей как социальный заказ. Однако родители не всегда могут ясно сформулировать свои требования, поэтому воспитатель может использовать косвенные вопросы. Например, если ребенок самостоятелен в быту, у родителей спрашивают, кто его научил одеваться, убирать со стола и т. д., если хорошо рисует или умеет лепить, важно спросить, кто учил и как. Все эти вопросы дают возможность понять, кто в семье больше общается с ребенком, под чьим влиянием он преимущественно находится, к какому стилю общения и взаимодействия тяготеет этот человек. Вопросы о том, какие навыки одевания, туалета, еды, ухода за одеждой и обувью есть у малыша (даже если ему всего два года), помогут понять, есть ли по отношению к ребенку завышенные требования или, напротив, гиперопека. 2. Для выявления отклонений важно обратить внимание на показатели нервно-психического развития. Напомним, что наиболее важными показателями моторного развития являются удерживание головы — 2 месяца, умение ползать — 7месяцев, самому садиться и вставать — 8 месяцев, в год ребенок должен самостоятельно ходить. Слайд 13 3. Важнейший показатель и эмоционального, и двигательного, и интеллектуального развития -комплекс оживления. В норме он возникает в 3 месяца. 4. Кроме этих показателей в медицинской карте, как правило, отмечается начало лепета (6месяцев) и появление первых слов (12 месяцев). Изучая медицинскую карту, нужно иметь в виду, что само по себе нарушение одного из сроков не является свидетельством отклонения и должно рассматриваться в контексте актуального развития ребенка. Например, если в медицинской карте указаны поздние сроки появления лепета и первых слов, а поступивший в детский сад трехлетний малыш говорит хорошо, то указанные отклонения от нормативных сроков можно объяснить особенностями темперамента. Вас должно насторожить отсутствие либо непостоянность отклика малыша на обращение к нему близких, на собственное имя. Характерно отсутствие прослеживания взглядом направления взгляда взрослого, игнорирование его указательного жеста и слова (Посмотри на…). 5. При обследовании физического развития ребенка обычно обращают внимание на рост, вес, осанку и развитие основных движений. Необходимо отметить, что признаки физического недоразвития чаще встречаются при более тяжелых поражениях мозга, особенно ранних. Так, например, имеют место нарушения соотношений между длиной туловища и конечностей, различные деформации черепа. Отмечается неправильный рост зубов, деформации в строении ушной раковины и др. аномалии развития. При психофизическом инфантилизме ребенок может быть развит гармонично: выглядит как трехлетний, деятельность как у трехлетнего при календарном возрасте пять лет. Наблюдаются также изменения и со стороны внутренних органов – нередки врожденный порок сердца и др. нарушения сердечно — сосудистой системы или желудочно-кишечного тракта. Несколько реже встречаются дефекты развития органов дыхания; наличие таких дефектов приводит к частым простудным заболеваниям и повторным пневмониям. Таким образом, дети с физическим недоразвитием требует углубленного обследования психического развития, к которому целесообразно привлечь психолога. 6. Очень внимательно педагогу нужно отнестись к развитию движений разного характера. Следует помнить, что иногда детский церебральный паралич имеет неярко выраженный, стертый характер. Внимательно наблюдая за таким малышом, воспитатель отмечает, что у него нет навыков самообслуживания, он неаккуратно ест, не может застегнуть пуговицы. И дело здесь не в плохо развитых навыках самообслуживания, а в недостатках двигательной сферы. Поэтому, наблюдая за ребенком, надо обратить внимание на скоординированность движений во время маршировки, ритмичность действий под музыку, наконец, можно предложить выполнить какое-либо практическое действие: завязать узел на веревке, сложить одежду в шкафчик и т.п. Особое внимание надо уделить мелкой моторике, но ее изучение можно совместить с обследованием деятельности. При стертых формах детского церебрального паралича определенные трудности у ребенка вызывает предметная деятельность: соотносящие действия не точны, кажется, что дошкольник не перерос метода проб и ошибок, орудийные действия мало продуктивны. Плохо получаются синхронные действия двумя руками. Слайд 14 7. Дети с задержкой психического развития в дошкольном возрасте могут действовать с предметами неспецифично, например, пирамидкой стучать, подбрасывать кольца или разметывать их по столу. При побуждении к началу деятельности могут наблюдаться соскальзывания (то есть, начав действовать адекватно, ребенок прекращает действия или переходит к неспецифичным действиям). 8. Аутичные дети пугаются незнакомых предметов, в том числе игрушек, и могут отказываться действовать. У таких детей уже в раннем возрасте отмечается повышенная чувствительность (сензитивность) к сенсорным стимулам. Это может проявляться как непереносимость бытовых шумов обычной интенсивности (звука кофемолки, пылесоса, телефонного звонка и т.д.), не любовь к тактильному контакту, неприятие ярких игрушек. 9. Действия детей с нарушенным зрением, слухом, общим недоразвитием речи будут похожи на действия детей с задержкой психического развития в младшем дошкольном возрасте, однако к пяти-шести годам, предметная деятельность этих детей в целом не отличается от деятельности нормальных, если степень дефекта небольшая. Если же нарушение имеет выраженный характер, своеобразные черты сохраняются в предметной деятельности до старшего дошкольного возраста. Однако, в отличие от детей с задержкой психического развития, у детей с сенсорными и речевыми нарушениями не будет соскальзывания и неспецифических действий, хотя и не исключены неправильные (неправильный набор колец пирамидки по цвету, размеру ит. п.). Слайд 15 Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах: - индивидуальные занятия со специалистами - активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка) - совместная деятельность и игра в микро группах с другими детьми - прием пищи - дневной сон - фронтальные занятия - детско-родительские группы - праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня. Слайд 16 Методы и формы работы с детьми Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей. Игротерапия – занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Сюжетно-ролевые игры способствуют коррекции самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Основной задачей игр-драматизаций также является коррекция эмоциональной сферы ребенка. Релаксация – в зависимости от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы, наблюдение за животными, использование сухого бассейна. Песочная терапия – занятия проводятся с применением центра песка и воды. Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Мое настроение», «Веселый – грустный». Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. Рисунки детей не только отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности. Каракули, представляют собой исходную стадию детского рисунка и показывают как возрастную динамику развития рисунка, так и индивидуально личностные особенности.
|