«Новые технологии для нового поколения: формы и способы использования в практике работы детского сада» |
Педагогика | |||
Автор: Беленькая Елена Сергеевна, Язькова Екатерина Викторовна | |||
29.06.2019 10:57 | |||
«Новые технологии для нового поколения: формы и способы использования в практике работы детского сада»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Школа № 2121 им. Маршала Советского Союза С.К. Куркоткина. Аннотация: В данной статье рассмотрены виды современных технологий, их описание, способы реализации в практике работы дошкольного образовательного учреждения, а также определен планируемый результат использования данных технологий.
Гипотеза: Внедрение новых технологий в детском саду способствует более эффективному воспитанию ребенка, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, к получению знаний, формированию положительной мотивации к дальнейшему обучению и отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей. Актуальность: Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детских садов. ФГОС ДО требует изменений во взаимодействии взрослых с детьми. В связи с этим перед педагогами-дошкольниками встала задача пересмотра приоритета профессиональной деятельности. Главное – не просто передать какие-либо знания, но развить познавательный интерес у детей и осуществить преемственность дошкольного и начального школьного обучения через современные педагогические технологии. Новизна: Любое новшество представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиального нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Для этого мы в нашем детском саду применяем отличающиеся от других дошкольных учреждений интересные модели по воспитанию и интеллектуальному развитию малышей, основной целью которых является модернизация образовательного процесса. Ключевые слова:
Введение: Несколько прошедших лет были для нашего детского сада очень плодотворными и насыщенными событиями, которые обогатили работу новыми идеями и проектами. Команда педагогов детского сада была полностью погружена в новые интересные мероприятия и укрепила свои позиции в модернизации и преобразовании воспитательно-образовательного процесса, используя разнообразные технологии, которые дали возможность педагогам обогатить свой профессиональный опыт, вовлечь детей и родителей в новую интересную жизнь и поднять тем самым статус детского сада на ступень, которую уверенно можно назвать «Современный детский сад». Использование этих технологий, направленное на достижение новых высот, педагоги успешно реализовывали в непрерывной и непосредственной образовательной деятельности, в проведении итоговых мероприятий, в открытом сотрудничестве с родителями. Основная часть: Описание педагогических технологий, их целей и способов реализации в процессе профессиональной деятельности педагогов ДОУ. 1. Направление: «Популяризация чтения». Название технологии: «Буккроссинг». Краткое описание: Библиотека книг находится в свободном доступе для всех участников образовательного процесса в холле в литературном уголке детского сада. Любой родитель, ребенок, педагог берет понравившуюся книгу, а взамен оставляет свою для того, чтобы библиотека не пустела. Цель: Пропаганда чтения. Реализация:
Название технологии: «Досуговое чтение». Краткое описание: В организованном читательском уголке в группе вывешивается стенд со списком детей и названием книг, которые родители могут прочитать с детьми дома. Родители берут любую книгу, читают ее дома, а затем ставят отметку о прочтении на данном стенде. Цель: Возрождение традиций семейного чтения. Реализация:
«Книжки-самоделки, книжки-малышки, книжки-раскладушки, тканевые книжки, книги с окошками, пищалками, шнурками»;
«Синквейн»;
Название технологии: «Книга года: выбирают дети». Краткое описание: Воспитатели получают определенный набор книг для чтения в группе. Создается детское жюри из числа воспитанников. Дети оценивают конкурсные книги по определенным критериям. Результаты направляются учредителям конкурса. Цель: Обучение детей критериальному оцениванию книг. Реализация:
Название технологии: «Буктрейлер». Краткое описание: Создание короткого видеоролика, рассказывающего в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель: Развитие мотивации к чтению с помощью визуальных средств. Реализация:
Планируемый результат реализации направления «Популяризация чтения»:
2. Направление: «Социализация». Название технологии: «Говорящие стены». Краткое описание: На стене в группе и помещениях детского сада крепятся магнитные полоски, ковровое полотно, кармашки, прищепки, ТСО, игры, игровые фишки и различные тематические картинки. Цель: Усвоение, закрепление и расширение знаний. Реализация:
Название технологии: «Социальные акции». Краткое описание: Дети принимают участие в событиях, имеющих социальную значимость. Цель: Формирование у детей отношения к общественной жизни, развитие гражданской позиции Реализация:
Название технологии: «Волонтерство». Краткое описание: Дети подготовительной группы получают от младших детей письма с определенными просьбами. Прочитав эти письма в группе, взрослые дети отправляются на помощь малышам. Цель: Развитие коммуникативных навыков и умения общаться в разновозрастном коллективе Реализация:
продуктивная деятельность, одевание и раздевание, помощь на физкультурном занятии, обучение малышей самообслуживанию, совместные игры в группе и на прогулке;
Название технологии: «Клубный час». Краткое описание: Дети под незримым контролем взрослых свободно перемещаются по территории детского сада и в разных помещениях выбирают ту деятельность, которая им нравится. Цель: Формирование умения планировать свои действия и саморегулировать поведение. Реализация:
Названия технологии: «Утро улыбок». Краткое описание: Дети вместе с воспитателем собираются возле «говорящей стены», сидя на ковре или на подушках. Работа включает в себя три блока: блок эмоционального настроя, информационный блок и блок планирования на день. Цель: Развитие умения обмениваться знаниями и опытом, формирование мотивации к текущим занятиям, установление эмоционального контакта. Реализация:
Название технологии: «Детский сад без обид». Краткое описание: Для установления игрового контакта, прояснения и выражения сильных эмоций, снятия чувства вины за своё поведение у каждого из детей есть своя игрушка. Дети приносят и хранят любимую игрушку в группе в специально отведенном месте. Цель: Создание условий для бесконфликтного общения и поиска выхода из конфликтной ситуации, воспитание чуткого, внимательного отношения друг к другу. Реализация:
(для родителей);
Название технологии: «Элементы реджио-педагогики». Краткое описание: В группе организован центр, где хранится разнообразный материал для самостоятельной творческой деятельности детей. Цель: Развитие творческого мышления и умения самостоятельного выбора деятельности. Реализация:
Планируемый результат реализации направления «Социализация».
3. Направление: «Здоровьесбережение». Название технологии: «5 стихий»: фитотерапия, закаливание, питание, эмоции, движение». Краткое описание: В группе оформляется центр здоровья, где представлены материалы по данной теме. Цель: Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни Реализация:
Планируемый результат реализации направления «Здоровьесбережение».
4. Направление «Познавательное развитие». Название технологии: «Мнемотехника». Краткое описание: Информация кодируется (зарисовывается схематично) с помощью изображений, которые помогают ребенку воспроизвести текст. Цель: Развитие основных психических процессов: памяти, внимания, речи, образного мышления. Реализация:
Название технологии: «Ковры В.В. Воскобовича». Краткое описание: Ковер «Фиолетовый лес» и «Коврограф» вывешиваются в группах, кабинете психолога, в коридоре. Цель: Ознакомление с окружающим миром и развитие познавательных интересов. Реализация:
Название технологии: «AVToys 3-D Конструктор». Краткое описание: Конструктор находится в специальном контейнере, разделенном на ячейки для деталей, каждая из которых имеет свое название. К конструктору прилагаются схемы сборки моделей. Цель: Пропедевтика формирования проектных умений и 3-D мышления на ступени ДО. Реализация:
Название технологии: «Ноураша – цифровая лаборатория». Краткое описание: Передвижной стеллаж, включающий 8 сцен цифровой лаборатории, которые посвящены разным темам: свет, температура, звук, магнитное поле, электричество, сила, пульс, кислотность. Цель: Формирование познавательной активности, любознательности, исследовательского интереса. Реализация:
Название технологии: «Метеостанция (элемент экологического воспитания)». Краткое описание: На уличной площадке располагается метеорологическое оборудование: флюгер, термометр, метеобудка, «ловец облаков», солнечные часы, линейка для измерения снежного покрова, термогигрометр, осадкомер, ветровой рукав. Цель: Организация систематического наблюдения за погодой, повышение экологической культуры и грамотности. Реализация:
Планируемые результаты реализации направления «Познавательное развитие».
Заключительная часть: С момента внедрения технологий, раскрытых в данной статье, педагоги ДОУ, опираясь на данные мониторинга образовательной деятельности, определили повышение показателей по всем образовательным областям. Таким образом, можно предположить, что данные технологии качественно влияют на результаты образовательной деятельности в целом. Подводя итог можно с уверенность сказать, что современные образовательные технологии в ДОУ применяются все чаще, а результат их внедрения будет проявляться еще не одно десятилетие. Список литературы:
|