Рабочая программа воспитателя второй младшей группы «Солнышко» |
Педагогика | |||
Автор: Козырева Ольга Юрьевна | |||
30.05.2019 23:15 | |||
Рабочая программа воспитателя второй младшей группы «Солнышко» составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. срок реализации программы — 2018 -2019 г.г. Составитель: воспитатель Козырева Ольга Юрьевна. Образовательная программа дошкольного образования разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155) на переходный период до утверждения Примерной основной образовательной программы дошкольного образования.
Структура программы 1. Целевой раздел образовательной программы. 1. 1. Пояснительная записка 1. 1.1. Цели и задачи реализации Программы 1. 1.2. Принципы и подходы к формированию Программы 1. 1.3. Значимые и возрастные особенности контингента детей
Разработана в соответствии с нормативными документами:
Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества c взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. 1. 1. Пояснительная записка 1. 1.1. Цели и задачи реализации программы Цель программы: создание благоприятных условий для индивидуализации и социализации детей дошкольного возраста, а так же для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Позитивная социализация и всестороннее развитие ребенка раннего и дошкольного возраста в адекватных его возрасту детских видах деятельности. Задачи: (по п.1. 6.)
Основные задачи образовательных областей: (по п.2. 6.) Социально – коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно — эстетическое развитие
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Задачи части программы, формируемой участниками образовательных отношений: Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, отражает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и ориентирована на специфику национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива; на условия, в которых осуществляется образовательный процесс, и направлена на поддержку областей основной части Программы. 1. Образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста «Мы живем на Урале» (Толстикова О.В., Савельева О.В.) Цели образования ребенка дошкольного возраста:
Основная задача – овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие коммуникативных способностей. Основные направления разработки психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников:
3. Парциальная программа «Юный эколог». (С. Н. Николаевой) Цель программы «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности детей дошкольного возраста. Задачи программы:
1. 1.2. Принципы и подходы к формированию Программы (по п. 1.4. ФГОС ДО) Методологические и психологические подходы:
Возрастной подход к развитию психики ребенка учитывает, что психическое развитие на каждом возрастном этапе подчиняется определенным возрастным закономерностям, а также имеет свою специфику, отличную от другого возраста. 4. Культурно-исторический подход (Л. С. Выготский) к развитию психики человека. Культурно-исторический подход к развитию психики человека, предложенный Л.С. Выготским, рассматривает формирование психики в онтогенезе как феномен культурного происхождения. Культурно-исторический подход Л.С. Выготского наиболее полно отражает качественный подход к развитию ребенка. В рамках этого подхода развитие определяется как «…процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях» (Л. С. Выготский). 5. Личностный подход (Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец) к проблеме развития психики ребенка. Все поведение ребенка определяется непосредственными и широкими социальными мотивами поведения и деятельности. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо, а потому в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами. Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие. Идея о поступательном развитии ребенка главным образом за счет его личностного развития принципиально противоположна господствующим в современной педагогике идеям о приоритете интеллектуального развития. 6. Системно — деятельностный подход (А. Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов) к проблеме развития психики ребенка. В рамках системно — деятельностного подхода деятельность наравне с обучением рассматривается как движущая сила психического развития. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования. Принципы и подходы части Программы, формируемой участниками образовательных отношений 1. Образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста «Мы живем на Урале» (Толстикова О.В., Савельева О.В.) предполагает:
Принципы, на которые опирается образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста «Мы живем на Урале» (Толстикова О.В., Савельева О.В.):
2. «Программа развития речи дошкольников» (Ушакова О.С.)
Парциальная программа «Юный эколог». (С. Н. Николаевой) В основу парциальной программы заложены следующие принципы:
Содержание парциальной программы построено в соответствии с личностно — ориентированным, деятельностным, культурологическим подходами, которые описаны в Обязательной части Программы (п. 1.1. 2. Обязательной части). Принципы к формированию Программы:
Режим организации образовательной деятельности В основе организации образовательной деятельности лежит третий уровень интеграции (по Тюнникову) – интеграция межвидовая (межпредметная) т.е. между образовательными областями на основе комплексно – тематического планирования. Данная интеграция проявляется в использовании одной области при изучении другой, и данная систематизация приводит к формированию целостной картины мира в сознании детей. В форме интегрированной организованной образовательной деятельности (ИООД) нами объединены блоки по всем образовательным областям. Данная структура ИООД отличается от прежних занятий следующими особенностями:
В основе организации самостоятельных видов деятельности детей дошкольного возраста, нами используется четвертый уровень интеграции (по Тюнникову) – деятельностная интеграция. Деятельность как психологическая основа интеграции объединяет внутри себя разнообразные компоненты и обеспечивает необходимые условия для появления нового образовательного продукта, в создание которого включены и педагоги, и дети, и родители. В результате освоения интегративной деятельности у ребенка формируются целостные социальные и психологические образования, интегрированные способы деятельности, легко переносимые из одной сферы в другую, индивидуальный стиль деятельности, освоение социального опыта, развитие творческих способностей. Интегративными формами в образовательном процессе являются:
В ходе реализации программы педагогами используются современные педагогические технологии – технология проектной деятельности, технология исследовательской деятельности, технология проблемного обучения, игровые технологии, здоровье сберегающие технологии. Взаимодействие с родителями – вовлечение в совместное сотворчество при реализации проектов, соучастники образовательного процесса. Подходы:
Значимые для разработки и реализации Программы являются индивидуальные траектории развития детей. Социально-педагогическая характеристика дошкольного микросоциума по состоянию на 20___ год: Количество дошкольников: ___ человек. Количество дошкольников, воспитывающихся в полных семьях: ____ человек. Количество дошкольников, воспитывающихся в неполных семьях: ____ человек. Количество дошкольников, воспитывающихся в многодетных семьях: ____ человек. Количество дошкольников из малообеспеченных семей: _____ человек. Количество опекаемых детей: ____ человек. Количество детей с ограниченными возможностями здоровья: _______ человек. Количество детей, находящихся в социально – опасном положении: _____человек. Мальчиков: ______ Девочек: _______ Возрастные особенности детей с 3 до 4 лет. В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной обще-ственной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию при-водит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на разви-тие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппли-кации. Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятель-ность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения. Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут за-помнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошколь-ного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целе-направленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты высту-пают в качестве заместителей других. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей. Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя. В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мо-тивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управ-ление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограни-чения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словес-ными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в зна-чительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов. Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства; У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.). Целевые ориентиры Программы в части, формируемой участниками образовательных отношений 1. Образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста «Мы живем на Урале» (Толстикова О.В., Савельева О.В.)
2. «Программа развития речи дошкольников» (Ушакова О.С.)
Планируемые промежуточные результаты образования детей 3х лет. Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства; У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.). Планируемые промежуточные результаты образования детей 4х лет. Ребенок умеет проявлять доброжелательность, доброту, дружелюбие по отношению к окружающим; откликается на эмоции близких людей и друзей. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх (из 2-3 человек). Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены. Проявляет любознательность – интересуется сведениями о себе, о происходящих с ним изменениях; интересуется предметами ближайшего окружения; проявляет интерес к животным, растениям, к простейшим взаимосвязям в природе. Задает вопросы взрослому; может пересказать содержание произведения с опорой на рисунки в книге, называет произведение, прослушав отрывок из него. Может прочитать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого. Способен устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. Умеет занимать себя игрой, самостоятельной художественной деятельностью. Активен при создании индивидуальных и коллективных композиций в рисунках, лепке, аппликации; проявляет эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства, на красоту окружающих предметов и объектов природы; пытается петь, подпевать, двигаться под музыку. Сформирована конструктивная деятельность, может возвести несложные постройки по образцу и по замыслу. Сформирована потребность в двигательной активности, в самостоятельной двигательной деятельности. Имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов Мониторинг эффективности педагогических действий установит соответствие образовательной программы целеполаганию, содержанию и планируемому результату. Для обеспечения эффективности мониторинга становиться необходимым выполнение ряда требований: полнота, адекватность, объективность, точность, доступн за развитием ребёнка. 2. Второй этап осуществляется администрацией детс ость, своевременность, непрерывность, структурированность. Этапы мониторинга: 1. Первый этап осуществляется педагогами: наблюдение кого сада. Источниками информации являются: ребёнок, группа детей, родители, педагоги – специалисты, другие взрослые. Методы сбора информации:
Компоненты мониторинга
Программа адресована родителям (законным представителям):
Воспитателям:
Администрации:
|