Опыт работы МБУ детского сада № 73 «Дельфин» г. Тольятти по введению и реализации ФГОС в дошкольном образовательном учреждении |
Педагогика | |||
Автор: Андреенко Татьяна Александровна | |||
02.06.2015 23:48 | |||
Опыт работы МБУ детского сада № 73 «Дельфин» г. Тольятти по введению и реализации ФГОС в дошкольном образовательном учреждении Заведующий Андреенко Татьяна Александровна, заместитель заведующего Алекинова Ольга Владимировна Данные материалы предназначены для оказания методической помощи руководителям, заместителям руководителей по воспитательной и методической работе, в организации деятельности внедрения и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в дошкольном образовательном учреждении. Представлен перечень документов, необходимых для осуществления перехода на ФГОС дошкольного образования, рекомендации по их оформлению. Включены образцы нормативных документов, используемых в работе дошкольного образовательного учреждения. Нами представлен опыт разработки нормативно-правовой документации по введению ФГОС в дошкольное образовательное учреждение.
Минюст утвердил новый федеральный государственный стандарт дошкольного воспитания. Переход на новый федеральный государственный стандарт дошкольного образования – одно из важнейших направлений деятельности каждого дошкольного образовательного учреждения. Это важный шаг, предполагающий переход дошкольного учреждения на качественно новый уровень. Переходный период всегда предполагает определенные трудности в организации образовательного процесса. Соответственно ФГОС ДО требует от системы дошкольного образования изменений как в нормативно-правовой базе, так и кардинально новой деятельности педагогических работников в осуществлении воспитательного — образовательного процесса с детьми дошкольного возраста. Педагогическое и управленческое сообщество изменения и нововведения воспринимает по-разному. Так же было и в нашем коллективе. Со стороны педагогов, имеющих достаточно большой опыт работы, прослеживалось непринятие стандартов, которое воспринималось как: придуманная «наверху» очередная «головная боль» для педагогов, изрядно уставших от длительных реформ в образовании; со стороны молодых педагогов присутствовало позитивное восприятие, которое выражалось в следующих мнениях: введение ФГОС привнесет в дошкольное образование новые, свежие идеи, появятся новые программы, технологии, дающие больше возможности для организации с детьми интересных, нетрадиционных форм работы. Пребывание детей в детском саду станет более комфортным. У педагога будет больше возможностей для реализации своих творческих способностей в работе с детьми. Мы, как руководители задались вопросом, возможно ли эффективно решать задачи введения ФГОС ДО при таком разногласии, разном видении мнений педагогов? Чтобы работа по внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования прошла более успешно, нам необходимо было выработать поэтапный план мероприятий (Приложение № 1) по изменению уже сложившейся в дошкольном учреждении работы для приведения ее в соответствие с требованиями нового стандарта дошкольного образования. План мероприятий ( «дорожная карта») «Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» реализуется по следующим направлениям: 1. Создание организационно-управленческих условий внедрения ФГОС, которые предполагают: Создание рабочей группы по подготовке введения ФГОС Разработка и утверждение плана-графика мероприятий по реализации направлений ФГОС повышения квалификации через сетевые мероприятия, а также через институты по проблеме введения ФГОС Предварительный анализ ресурсного обеспечения в соответствии с требованиями ФГОС Разработка плана методического сопровождения введения ФГОС в ОО Проведение инструктивно-методических совещаний и обучающих семинаров по вопросам введения ФГОС ДО Организация работы по разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с примерными образовательными программами с учетом ФГОС ДО Обсуждение и утверждение основной образовательной программы Организация индивидуального консультирования педагогов по вопросам психолого-педагогического сопровождения воспитанников с учетом ФГОС ДО Формирование сетевого взаимодействия по обеспечению преемственности начального и дошкольного образования в условиях реализации ФГОС Внесение изменений в нормативно-правовую базу деятельности МБУ Контроль введения ФГОС
Создание условий для прохождения курсов повышения квалификации педагогов по вопросам перехода на ФГОС ДО 3. Создание материально-технического обеспечения внедрения ФГОС предусматривает: Обеспечение обновления образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС к минимальной оснащенности воспитательно-образовательного процесса. Обеспечение образовательной организации печатными и электронными образовательными ресурсами Обеспечение доступа педагогическим работникам, переходящим на ФГОС, к электронным образовательным ресурсам 4. Создание организационно-информационного обеспечения внедрения ФГОС ДО Размещение на сайте образовательной организации информации о введении ФГОС Обеспечение публичной отчетности образовательной организации о ходе и результатах введения ФГОС ДО (Включение в публичный доклад заведующего МБУ раздела, отражающего ход введения ФГОС). Информирование общественности через СМИ о подготовке к введению и порядке перехода образовательной организации на ФГОС ДО Эффект от правильного введения ФГОС дошкольного образования всецело зависит от того, насколько управленческая, педагогическая и образовательная деятельность будет продуманной, целенаправленной, технологически вооружённой и обеспеченной необходимыми ресурсами. Для обеспечения введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования необходимо проведение мероприятий по созданию условий для прохождения курсов повышения квалификации педагогов по вопросам перехода на ФГОС ДО. Нами была разработана Программа повышения квалификации педагогов «Введение и реализация ФГОС ДО в дошкольных организациях». Данная программа предусматривает повышение квалификации педагогов на базе дошкольной организации, которую может реализовывать заместитель заведующего по воспитательно- методической работе с педагогами своего учреждения. Приложение № 2. Нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность ДОО по внедрению ФГОС ДО ФГОС дошкольного образования, как и стандарты других образовательных уровней, выступает:
- средством обеспечения преемственности с начальным общим образованием. Главным нормативным актом, который обеспечивает введение ФГОС (как и государственных стандартов в других сферах), является Конституция. Этот документ детерминирует все последующие акты, регламентирующие образование. Статья 43 Конституции гарантирует общедоступность и бесплатность начального общего образования в рамках государственного стандарта и тем самым определяет ответственность государственных и муниципальных органов образования перед теми, кто получает образовательную услугу. Нормативно-правовая база должна обеспечивать следующие группы условий введения ФГОС. Первая группа условий – это те условия, реализация которых однозначно требует либо принятия локального акта, либо изменения действующего локального акта, принятого на уровне ОУ. К ним относятся следующие требования введения ФГОС: эффективное управление ОУ с использованием информационно-коммуникационных технологий; внедрение новых финансово-экономических механизмов; обязательность участия педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей в разработке ООП, проектировании образовательной среды образовательной организации, формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов; обновление содержания основной образовательной программы, а также методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования и т.п. Вторая группа условий – это условия, которые не требуют принятия локального акта, но тем не менее требуют действий по созданию иных документов. Они нужны для реализации таких требований введения ФГОС, как: использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа; эффективная самостоятельная работа обучающихся при поддержке педагогических работников; достижение планируемых результатов освоения ООП и т.п. Третья группа условий не требует создания или изменения локальных актов. К ним следует отнести аспекты, связанные с кадровым обеспечением образовательного процесса (например, непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения). КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ ОУ К ВНЕДРЕНИЮ ФГОС 1. Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС ДО Протокол заседания органа общественного управления ОУ (Совета ДОУ, управляющего совета, попечительского совета), на котором принято решение о введении в образовательном учреждении ФГОС ДО. Положение о рабочей группе по подготовке к внедрению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Разработан и утверждён План внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Указать, когда и кем утвержден). Разработана и утверждена система контроля хода работ по введению ФГОС ДО (Указать, когда и кем утверждена). Разработана и утверждена образовательная программа дошкольного образования, (указать, когда и кем утверждена): 2. Представлены следующие приказы: Приказ «Об ознакомлении с ФГОС ДО». Приказ о переходе образовательного учреждения на ФГОС ДО. Приказ о разработке нормативных документов в соответствии с ФГОС ДО Приказ об утверждении Положения о рабочей группе Приказ об утверждении Дорожной карты по внедрению ФГОС ДО Приказ «О создании и полномочиях рабочих групп по введению ФГОС ДО». Приказ «О распределении обязанностей по разработке Основной образовательной программы». Приказ «О введении новой должностной инструкции педагога». Приказ «О введении новой должностной инструкции заместителя заведующего по ВМР». Финансово-экономическое обеспечение внедрения ФГОС ДО Представлены локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующие надбавки и доплаты, порядок и размеры премирования в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Заключены дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками. Представлена информация о созданных в ОУ финансовых условиях реализации ООП ДО в соответствии с ФГОС ДО. Организационное обеспечение внедрения ФГОС. Должна быть определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию деятельности обучающихся в течение дня. Разработан план методической работы ОУ с учетом модели и алгоритма деятельности ОУ по введению ФГОС ДО, один из разделов которого содержит информацию о подготовке и проведении методических семинаров (внутриучрежденческое повышения квалификации) с ориентацией на проблемы введения ФГОС ДО. Кадровое обеспечение внедрения ФГОС ДО. Приведены в соответствие с требованиями ФГОС ДО и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции педагогических работников образовательного учреждения: - заместители руководителя - старшие воспитатели - узкие специалисты организации - педагоги Разработан план-график повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательного учреждения в связи с введением ФГОС ДО. Проведена работа по повышению квалификации всех педагогических работников (возможно поэтапно по мере введения ФГОС ДО). Определить долю педагогов, прошедших повышение квалификации по ФГОС в течение года. Информационное обеспечение внедрения ФГОС ДО. Организовано изучение общественного мнения [родителей (законных представителей) обучающихся] по вопросам введения новых стандартов. (Указать долю родителей, охваченных анкетированием). Разработаны и утверждены локальные акты, регламентирующие организацию и проведение публичного отчета образовательного учреждения. Задействованы информационные ресурсы образовательного учреждения: сайт, Интернет-страничка и т.д. ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО, РЕГИОНАЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УРОВНЕЙ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО АПРОБАЦИИ УСЛОВИЙ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС В ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Федеральный уровень:
Региональный уровень 1. Приказы и распоряжения регионального и муниципального уровней. Уровень образовательного учреждения
|