РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА |
Педагогика | |||
Автор: Лобастова Анастасия Геннадьевна | |||
11.03.2019 17:56 | |||
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Лобастова Анастасия Геннадьевна Научный руководитель: Сегова Татьяна Дмитриевна, Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) РГППУ, г. Нижний Тагил, Россия Аннотация: в статье раскрывается сущность понятия «речевой этикет», характеризуются его признаки, а также доказывается важность соблюдения норм речевого этикета для профессиональной деятельности педагога дошкольной образовательной организации. Ключевые слова: этикет, речевой этикет, нормы речи, педагог дошкольной образовательной организации, воспитатель, речь педагога, речь воспитателя. Lobastova Anasnasia Gennadievna Scientific adviser: Segova Tatiana Dmitrievna
THE DEVELOPMENT OF SPEECH ETIQUETTE EDUCATOR PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS AS A PEDAGOGICAL PROBLEM Abstract: the article reveals the essence of the concept of "speech etiquette", characterizes its features, and also proves the importance of compliance with the norms of speech etiquette for professional activity of preschool educational organization. Key words: etiquette, speech etiquette, speech norms, teacher of preschool educational organization, educator, teacher"s speech, educator"s speech. Этикет — свод или система поведенческих правил, которая принята в определённых социальных кругах, общностях. Этот свод (система) правил касается внешнего проявления отношения к людям [3, с. 396]. Этикет (фр. etiquette от греч. ethos— обычай) — установленный и общественно принятый порядок обхождения и поведения (речевой этикет, дипломатический этикет) [6, с. 484]. Речевой этикет — это национально специфическая микросистема язы-ковых, речевых единиц, которые приняты и предписываются обществом с целью установления контакта между участниками акта коммуникации, под-держания общения и его определенной тональности в соответствии с правилам речевого поведения. Таким образом, при помощи данных речевых единиц участники общения включаются в такие этикетные ситуации, как приветствие, прощание, знакомство, обращение и привлечение внимания, извинение, благодарность, приглашение, соболезнование, комплимент, поздравление, пожелание, просьба и прочие [2, с. 84]. Речевой этикет — это комплекс устойчивых формулировок общения, которые предписываются социумом в качестве правил речевого поведения для установления речевого контакта партнеров по общению, поддержания коммуникативного акта в определенной тональности в соответствии с их социальными ролям и ролевым позициям и друг относительно друга, взаимоотношениями в официальной и неофициальной обстановке [5, с. 416]. В отечественном языкознании представлены две трактовки речевого этикета: более узкая, связывающая речевой этикет в основном с использованием речевых этикетных формул, и более широкая, не рассматривающая речевой этикет лишь как комплекс речевых формулировок. Рассматривая речевой этикет в узком смысле, исследователи характе-ризуют его как речевое поведение, обязательно включающее в себя автоматизированное воспроизведение специфических этикетных формул. В широком смысле речевой этикет рассматривается учеными-лингвистами как достаточно широкая зона языковых и речевых единиц, способствующих выражению доброжелательного отношения к партнерам по общению [11, с. 69]. Речевой этикет в широком смысле становится практически равным мотивированной речевой деятельности, являющейся одним из видов социальной деятельности. Анализ вежливости и речевого этикета как проявления вежливости в речи подразумевает внимание ко всем средствам речевого этикета, а также к социокультурными социолингвистическим компонентам коммуникации, подходящим для речевого этикета [1, с. 286]. Термин «речевой этикет» включает слово «правила», поэтому, следовательно, речевой этикет тесно связан с понятием нормы. В настоящее время в языкознании понятие «норма» используется в двух значениях: во-первых, так называется «общепринятое употребление языковых средств в речи», во-вторых, это зафиксированные словарями, учебниками, специальными справочниками правила и указания, «упорядочивающие употребление языковых средств в речи человека» [4, с. 121] В настоящее время в современной языковой практике речевой этикет чаще всего рассматривается с прагматической точки зрения, а именно в качестве средства достижения какой-либо цели коммуникации (привлечение внимания партнера по общению, демонстрация заинтересованности в процессе общения и пр.). Речевой этикет подразумевает комплекс типичных этикетных ситуаций (знакомство, приветствие, прощание, обращение, привлечение внимания, извинение, благодарность, одобрение, комплимент, совет, поздравление, пожелание, просьба). Вышеперечисленные речевые этикетные ситуации не являются замкнутыми, они открыты для области стереотипов общения, обусловленных социальной и национальной спецификой [5, с. 416]. Одним из важнейших качеств речевого этикета является его ситуатив-ность: выбор формул этикета, и поведение человека в акте коммуникации могут и должны изменяться в соответствии с изменением коммуникативной ситуации, состава людей, участвующих в коммуникативном акте. Также этикетные формулы должны коррелировать с изменением цели общения и его проблематики, а также иными ситуативными изменениями в ходе коммуникативного акта. В процессе постоянного повторения в стандартных ситуациях речевой этикет воплощается в специфических устойчивых выражениях, речевых оборотах, формулах общения, которые не создаются заново, а существуют в языковом сознании носителей языка [9, с. 347] Речевой этикет подразумевает в коммуникативном акте комплекс социально значимых позиций, а именно степень официальности либо неофициальности партнеров по общению, равенство либо неравенство их в ситуации общения и т.д., то есть все принятые в конкретном обществе нормы вербального и невербального поведения [8, с. 23] Н. И. Формановская выделила признаки речевого этикета, которые характеризуют лингвистическую природу данного явления и могут быть использованы в условиях обучения для коммуникативной практики:
По мнению Г. А. Шульженко, рассмотрение процесса функционирования речевых этикетных формул в речи свидетельствует том, что речевой этикет — это, с одной стороны, комплекс тематических групп единиц, с другой стороны, это система малых жанров речи, которые реализуются через использование стереотипных высказываний. Каждый из этикетных жанров обладает следующими признаками:
Специфика малых речевых жанров, составляющих микросистему речевого этикета, находит свое отражение в типизированных моделях, образцах организации взаимодействия участников общения в разнообразных формальных и неформальных ситуациях. Их специфичной чертой является функционирование в стандартных ситуациях, которые из-за своей частоты и повторяемости в большой степени обслуживаются речевыми штампами (клише). 3. Функциональное поле. В основе речевого этикета лежат основные языковые функции: коммуникативная (функция общения) и функция выра-жения мыслей. Наиболее ярко в речевом этикете проявляется именно коммуникативная функция, функция же выражения мыслей имеет минимальное значение в ситуациях речевого этикета, поскольку познавательное содержание единиц речевого этикета невелико. Внутри коммуникативной функции Н. И. Формановская выделяет не-сколько специфических функций: контактная, регулятивная, императивная (функция воздействия), конативная (функция вежливости), аппелятивная (функция призыва), эмоционально-экспрессивная функция (выражение эмоций и оценки). 4. Семантическое поле — это комплекс синонимичных, связанных те-матически единиц в каждой из клишированных ситуативных тематических групп [11, с. 23] И. А. Стернин выделяет следующие признаки речевого этикета: ситуативность, регулятивность, согласованность, наличие коммуникативной рамки. Ситуативность речевого этикета заключается в том, что он выражает определенное отношение говорящего к партнеру по коммуникации лишь в определенной ситуации, только применительно к данному собеседнику, в момент общения, в конкретном месте общения. Изменение какого-либо из вышеперечисленных параметров подразумевает изменение используемых формул этикета. Таким образом, для каждой ситуации общения существует определенный набор клише речевого этикета [7, с. 7]. О. Н. Турбина также отмечает, что характерной особенностью речевого этикета является ситуативность — приветствие, прощание, поздравления, благодарность, просьба, соболезнование, и т.д. При изменении коммуникативной ситуации, состава участников общения, цели и проблемы общения, других ситуативных изменений в общении, должны меняться, как следствие, выбор формул речевого этикета и само поведение человека в ситуации общения. Таким образом, для каждой коммуникативной ситуации существует также свой речевой этикет [8, с. 23] Регулятивность речевого этикета означает, что он регулирует отношения между участниками акта коммуникации. Он осуществляет распределение коммуникативных ролей, обозначает статус собеседников и определяет тональность общения. Согласованность речевого этикета подразумевает, что этикетные нормы согласованно выполняются всеми участниками коммуникации, что в определенной этикетной ситуации должен состояться обмен информацией, носящей этикетный характер. Наличие коммуникативной рамки предполагает присутствие обяза-тельных компонентов, которые являются организующими для акта этикетного общения в разнообразных речевых ситуациях. Например, это приветствие при появлении и прощание при уходе, вызов, приветствие и прощание при телефонном разговоре и т.д. [7, с. 7]. Таким образом, речевой этикет можно характеризовать как специфическую разновидность конверсационной нормы, накладывающей ограничения на последовательность речевых актов в диалоге; данные ограничения осуществляются как в пределах одной реплики (или речевого хода), так и в сочетании речевых ходов участников коммуникативного акта [13, с. 53]. О. Н. Турбина также указывает, что для взаимодействия в ситуации общения характерны специфические коммуникативные нормы — коммуни-кативные правила, являющиеся обязательными для выполнения определенной личностью или обществом (приветствие при встрече знакомого, благодарность за услугу, извинение за проступок), а также коммуникативные традиции — нормы, которые не обязательны для выполнения, но соблюдаемые большинством людей и рассматриваемые в конкретном социуме в качестве желательных для выполнения. Владение правилами речевого этикета подразумевает знание норм в конкретной этикетной ситуации, их ситуативно уместное и целесообразное использование, и в случае изменения ситуации общения умение изменить свое коммуникативное поведение, перейти к другим нормам речевого этикета [8, с. 24]. Коммуникативная ситуации включает комплекс факторов, которые необходимо учитывать участникам речевого акта в ходе общения. Прежде всего, это тип ситуации — официальная либо неофициальная [8, с. 24]. Умение общаться, соблюдая речевой этикет, является показателем степени владения языком, уровня развития речи, важным компонентом общей культуры речи педагога. С позиций современной лингвистики, речевая культура представляет собой такой отбор и такую организованную систему средств языка, которые позволяют обеспечить максимальный эффект для достижения необходимых целей и задач коммуникации с учетом соблюдения литературных языковых норм и этики общения. В современном обществе все большее значение придаётся владению культурой общения в профессиональной деятельности, готовности использовать профессионально значимые качества, компетенции (языковедческую, культуроведческую, коммуникативную). Современному воспитателю дошкольной образовательной организации необходимо четко понимать специфику и суть профессиональной речевой культуры, принимать и использовать в процессе профессионального общения основные речевые качества и нормы: правильность, точность, логичность, содержательность, ясность, выразительность, образность, уместность. На основании вышеперечисленных характеристик определены основные параметры профессиональной речевой культуры воспитателя: обязательное знание языковых норм (орфоэпических, грамматических, орфографических, пунктуационных) в формах устной и письменной речи; владение терминологической культурой, то есть наиболее значимыми определениями и понятиями; умение использовать такие средства языка, которые обеспечивают точность речи в смысловом отношении, уместность при использовании различных функциональных стилей языка и выразительность в эстетическом плане; способность к организации и ведению диалога; соблюдение норм речевого этикета; владение основными знаниями по речевой технике [12, с. 33]. Речь воспитателя — это такой инструмент профессиональной деятельности, с помощью которого можно выполняются разнообразные педагогические задачи: сделать процесс обучения более привлекательным для воспитанников, разъяснить сложную тему с использованием интересных примеров, создать в группе атмосферу общения и заинтересованности, построить продуктивное партнерское взаимодействие с родителями. Эффективность речи воспитателя во многом зависит от уровня освое-ния языка, умения осуществлять правильный отбор языковых средств, речевых этикетных формул. Она зависит также от того, какой стиль общения является для педагога характерным, его установок на общение с партнерами по коммуникации (педагогами, дошкольниками, родителями), от степени освоения им психологических особенностей ситуации речи. Одним из важнейших компонентов профессиональной деятельности воспитателя является общение с людьми: представителями администрации дошкольной образовательной организации, сотрудниками, родителями воспитанников, как в режиме реального времени, так и в сетевом пространстве. Ситуации общения требуют от воспитателя владения формулами речевого этикета, умением применять их для того, чтобы общение было бесконфликтным и продуктивным. Следует отметить, что речь воспитателей дошкольных образователь-ных организаций зачастую несовершенна. Они не всегда владеют нормами литературного произношения, испытывают сложности в применении правил и норм этикета в речевом общении и поведении. Типы основных наиболее часто встречающихся ошибок в речи воспитателей:
Следует отметить, что зачастую воспитатели дошкольных образова-тельных организаций не осознают в полной мере недостаточность уровня собственной речевой компетентности, и, как следствие, не считают важной работу по самообразованию в плане совершенствования как устной, так и письменной речи. При этом речевая культура воспитателей является серьезным фактором влияния как на речевую культуру дошкольников, так и родителей воспитанников [12, с. 34]. Таким образом, речевой этикет — это органическая часть культуры речевого общения, которая представляет собой совокупность норм и правил речевого поведения, систему клишированных речевых формул общения, установленную обществом или какой-либо социальной группой внутри себя. Соблюдение норм речевого этикета является важной составляющей общей и речевой культуры воспитателя. Владение речевым этикетом необходимо воспитателю детского сада, поскольку данная профессия подразумевает постоянное общение с другими людьми (сотрудниками, родителями, детьми). Вместе с тем существует проблема развития речевого этикета педагогов дошкольной образовательной организации, поскольку воспитатели зачастую испытывают сложности в применении правил и норм этикета в речевом общении и поведении. Список литературы
|