Взаимодействие с семьями воспитанников в процессе реализации программы «Социокультурные истоки» |
Педагогика | |||
Автор: Стрекалова Виктория Викторовна Нуруева Юлиана Николаевна | |||
12.02.2019 23:19 | |||
Взаимодействие с семьями воспитанников в процессе реализации программы «Социокультурные истоки»
Воспитатель МАДОУ «ЦРР – детский сад №112» г. Сыктывкара, Республики Коми Воспитывает все: люди, вещи, явления, На протяжении последних лет во многих семьях утрачена духовная связь между родителями и детьми, искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме, нарушено понятие семейных традиций. Многие родители не осознают, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение духовно — нравственных качеств личности, передаваемых от родителей к детям.
Для воспитания духовно- нравственной личности ребенка, работа с родителями является важным, ключевым элементом. Осознавая тот факт, что решающую роль в духовно – нравственном развитии ребенка играет его семья, мы пришли к пониманию того, что необходимо формировать единую систему ценностей у детей одновременно и дошкольном учреждении, и в семье. Ребенок-семья – дошкольное учреждение. Каким образом можно решить проблему в воспитании у дошкольников духовно – нравственных качеств и привлечь современных родителей? Прежде всего, нужна целенаправленная работа, позволяющая решать следующие задачи:
взрослых и детей единой системы ценностей;
Поставленные задачи позволили нам выстроить систему работы построенной и направленной на принятие семьи как первого и главного действующего лица в воспитании и образовании ребенка. Свою работу мы начали с простого: на первом родительском собрании подробно поговорили о необходимости воспитания у детей духовно – нравственных начал, и предложили вести эту работу сообща. Родители с удовольствием приняли наше предложение, решив, что это необходимо для всестороннего развития их детей. С целью просвещения родителей нами создан информационный стенд. Основные разделы: тема месяца, слово к родителям, рекомендуем прочитать с детьми дома, обсудить с ребенком, рекомендация семейного просмотра фильма/ мультфильма. Дополнительно размещаем информацию в закрытой группе в Контакте: задания, худ. литературу, музыкальные произведения, пословицы, поговорки, стихи рекомендованной программой и подобранной нами в соответствии с темой месяца. Это позволяет дать объемную информацию для родителей об анализе выполненных заданий, о выборе материала для образовательной деятельности. Что способствует присоединению родителей к процессу осмысления духовно — нравственных эталонов. Для глубокого осмысления родителями важности духовно нравственного начала воспитания маленького ребенка мы используем разные формы и методы работы. По программе «Социокультурные истоки» предлагается организовывать такие активные формы с семьей: «Семейное чтение» (работа по книгам) Оно заключается в том, чтобы через серии книг присоединить родителей к образовательному процессу. Они читают и выполняют задания по книгам дома со своим собственным ребенком. Ребенок и мама или папа сидят вместе за книгой, читают, рассуждают, размышляют. Таким образом, мы возвращаем традицию семейного душеполезного домашнего чтения, которая выполняет важнейшую воспитательную и образовательную функцию. Особое значение отводится проведению совместных занятий с родителями, направленные на осмысление систему ценностей, которые представлены в серии книг для работы с детьми. Параллельно идет подготовка и в семье, и в детском саду к итоговому занятию, которое проходит в конце каждого месяца. Активное итоговое занятие является эффективной формой работы с родителями, так как способствует осмыслению духовно-нравственного контекста категорий, позволяет пополнить имеющийся семейный опыт и познакомится с положительным опытом других. Интересной формой работы для нас стал «Ресурсный круг», когда дети и родители, сидя (стоя) в круге лицом друг к другу, высказывают свое мнение, позицию по обсуждаемой теме. Для успешного взаимодействия ребенка с родителем проводятся практические задания В паре, в четвёрке, в микрогруппах. Для расширения знания родителей о «важности значения традиций и культуры Русского народа», для пополнения социокультурной среды оформлен центр духовно-нравственного воспитания. Традиционно проходят выставки мини-музеев в соответствии с темой месяца: Народная игрушка, (История Коми быта), мама рукодельница, Папа умелец, Бабушкины блины, Дедушкины сказки. В старшей группе организовали семейный клуб «В гостях у тётушки Серафимы» Сплочению, единению детей и родителей способствуют конкурсы, выставки (семейных реликвий, конкурсы семейного творчества и.т. д.). Практического освоения родителями основ духовно-нравственного воспитания, для реализации творческих способностей помогают:
Особую значимость в решении поставленных задач, являются семейные проекты, которые ориентируется на уникальные отношения «ребенок-взрослый», и строятся на соучастии в совместной деятельности.
Подводя итоги сотрудничества ДОУ и семьи, можно сделать вывод, что успешно сложилась эффективная система взаимодействия ДОУ с семьей, произошло обновление содержания образования, реализуемого в детском саду. Благодаря слаженной работе детско-взрослого коллектива у родителей повысился интерес к вопросам духовно – нравственного воспитания, обучения и развития детей. Четко стали проявляется единые требования по отношению к ребенку, обусловленные повышением педагогической грамотности родителей и духовно нравственной насыщенности. Установились доверительные отношения между детьми, родителями, педагогами, развиты навыки сотрудничества родителей с ребенком. Использование разнообразных форм работы помогло родителям из «зрителей» и «наблюдателей» стать активными участниками образовательного процесса. Список литературы:
|